Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Партнерам Для СМИ
С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
МОИФИНАНСЫ.РФ
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

От редакции: «Звездные истории» — предисловие (1)

От редакции: «Звездные истории» — предисловие (1)

Юлия Ауг, Антон Долин, Валентина Талызина, Сергей Фролов, Андрей Туманов, Елена Чекалова, Светлана Камынина, Глафира Тарханова, Марина Есипенко, Петр Кулешов, Иван Затевахин, Дарья Повереннова, Максим Литовченко, Александр Якин, Александр Назаров, Марина Кондратьева, Денис Рожков, Анна Чурина, Денис Юченков и другие звезды в специальном проекте о финансовой грамотности как факторе личной жизни — эксклюзивно в рубрике «Звездные истории». Какие истории поразили нас самих и почему финансовая грамотность начинается с осознанности, читайте в обзоре интервью с героями рубрики.

АУГ.jpg


Рубрика «Звездные истории» — это книга человеческих судеб, рассказанных через призму финансовой грамотности. И каждая книга имеет право на предисловие, из которого читатель поймет, о чем она, зачем написана и как удобнее начать чтение, чтобы узнать, ощутить, познакомиться и выбрать, на каких чужих ошибках стоит учиться и какие советы успешных и знаменитых стоит принять на вооружение. Финансовая грамотность — важный фактор личной жизни каждого человека, и знаменитости не исключение. Ведь сейчас мы, пожалуй, выходим на тот уровень развития общества, когда забота о финансовом благополучии своей семьи становится важной частью культурного кода российского общества. И дело тут не в масштабах заработка.

Люди, которые согласились поведать нам свои истории успеха и поражений, — настоящие герои, и не только потому, что большинству из них приходится диверсифицировать свои источники дохода, проще говоря — работать на нескольких работах (чтобы использовать несколько источников дохода и снизить риски от резкого их сокращения в связи с потерей одной из работ), но и потому, что откровенно рассказали о своей личной финансовой жизни, на своем примере показали, какие решения, ошибки или находки приводят к финансовой стабильности, а какие могут иметь разрушительные последствия. И как важно не только знать и понимать основные принципы финансовой грамотности, но и применять их на практике.

Можете считать это чудом, но наш собственный эксперимент оказался успешным. Готовясь к первым интервью в рубрику «Звездные истории», каждый из членов команды редакции поставил перед собой по одной важной финансовой цели: кто-то хотел избавиться от страха остаться без средств к существованию (ошибаетесь, если думаете, что это чистая психология), кто-то мечтал провести газ в загородный дом (а это, мягко говоря, несколько месячных зарплат журналиста), кто-то хотел накопить на новый автомобиль, а кто-то — перестать снимать квартиру и решиться на ипотеку (спойлер: решились двое). И это не просто экономия на «кофе с собой» — это новое качество жизни. Раньше нам казалось, что всему виной финансовые шоки или какие-то внешние обстоятельства и финансово стабильно живут те, у кого зарплата выше средней, есть наследство в виде недвижимости и получена профессиональная компетенция, которая обеспечивает стабильную рабочую позицию, но чем больше мы обсуждали проблемы финансовой грамотности со знаменитостями, тем яснее понимали: одинаковые параметры на входе (уровень дохода, компетенции, этап жизненного цикла) могут давать принципиально разный финансовый результат, и дело тут не в наличии экономического или финансового образования (всего одна наша героиня, актриса театра и кино Светлана Камынина, известная по роли Анастасии Кисегач в сериале «Интерны», может похвастаться таковым), а в чем-то ином. В чем именно, давайте попробуем разобраться вместе, анализируя опыт героев рубрики «Звездные истории».

2398ac309f0ebc64ea268e64c6747100.jpg


Не подумайте, будто все знаменитости тратят деньги бездумно. Бережное отношение к расходам и рациональное потребление не означают, что нужно отказывать себе во всем. Напротив, поддержание стабильного уровня жизни при нестабильном уровне дохода учит людей творческих профессий не тратить лишнего. И если героиня глянца, кулинарный блогер, журналист Елена Чекалова научила нас проверять чеки за такси: «И поверьте, мне не так нужны эти 120 рублей. Но у меня принцип: не люблю, когда меня вот так нагло обжуливают... Мне кажется, что это ужасно оскорбительно. Я такого не спускаю никогда», то актриса театра и кино Марина Кондратьева предложила попробовать ходить в продуктовый магазин с наличными, а не с банковской картой, на которой лежат все деньги. Нужно заранее определиться с покупками и взять с собой ровно столько денег, сколько необходимо, плюс несколько сотен рублей сверху для психологического комфорта. Кому-то может показаться, что экономить на продуктах — последнее дело, но мир движется к разумному потреблению, и в этом мире стыдным становится тратить безудержно, поддаваться на рекламные крючки хитрых маркетологов и совершать импульсивные покупки. Кстати, о стыде. Актер и ведущий телепрограммы «Своя игра» Петр Кулешов, так же как и мы, раньше стеснялся пользоваться дисконтными картами, особенно в ресторанах: «Допустим, обедаю в ресторане, а официант спрашивает: «У вас есть дисконтная карта?» А у меня есть — с тридцатипроцентной скидкой. Но я думаю: «Он меня, может быть, узнал, а я сейчас как жлоб какой-то...» — но потом включился в «игру» и научился получать удовольствие от неожиданной экономии. Потому что быть человеком финансово грамотным — это не только рационально, но и довольно увлекательно. А гипотезу о том, что

2a8b109661d52621ba659d192becc408.jpg


безудержные покупки являются компенсацией голодного детства, отлично опровергла народная артистка России и супруга барда Олега Митяева Марина Есипенко, выразившись коротко и емко: «Сто пятьдесят шуб. Сто пятьдесят пар сапог. Вот это я называю безумием». Отсутствие десятков пар обуви или шуб не признак бедности, а признак разумного отношения не только к личным финансам, но и к окружающей среде. Так же считает народная артистка РСФСР Валентина Талызина, предпочитая «платья для земли» дорогой одежде для себя: «Но где вы берете одежду не для сцены, если не покупаете? — А у меня есть еще одна подруга, мы дружим лет шестьдесят. У нее невестка курсирует между Россией и Миланом, привозит одежду. И я спрашиваю подругу: «Тамара, у вас нет никаких там обносков?» — Обноски — это значит, что кто-то эту одежду носил?  —
Нет, никто не носил, просто никто не купил».
 

А кинокритик и главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин — это прямо образец разумного потребления. Он может надеть рубашку, купленную за пять долларов, и отправиться на важную встречу. И при этом регулярно ездить с семьей на отдых в Европу. Ну, согласитесь, что это разумней, чем покупать шубу за сто тысяч и сидеть дома, не имея возможности познакомиться с культурой других стран. Потому и рубашка за пять долларов не будет казаться признаком бедности на человеке с широким кругозором и развитым интеллектом. Она будет выдавать в нем прогрессивного человека, который понимает, что счастье не в деньгах, а в саморазвитии и еще в двух вещах. Каких — об этом читайте в интервью под заголовком «Не могу понять, зачем люди покупают новую машину, когда предыдущая еще ездит». Надеемся, что редакторы глянца обескуражены: Антон Долин на интервью к Тому Форду может прийти в рубашке за пять долларов, а Елена Чекалова покупает вещи на барахолках и в отпуске готовит еду сама, чтобы не тратиться на рестораны: «В туристически востребованных странах почти всегда прекрасные рынки и магазины. Я часто слышу от людей: «Ой, нам так нравится Венеция. Но там такие ужасно дорогие рестораны». Я спрашиваю: «А кто вас просит в них ходить?» Да, Венеция — туристический город, но там один из лучших рыбных рынков в мире, и когда я туда приезжаю, я снимаю квартиру, иду на рынок и могу весь день кормить себя и мужа на те деньги, которые человек потратит только на одну порцию в ресторане». Елена — носительница стройной философии финансовой грамотности, как и главный редактор газеты «Ваши 6 соток» и миллионер (по мнению Forbes), эксперт в области ведения приусадебного хозяйства Андрей Туманов, автор множества перлов о картофельных очистках, бесхозных поддонах и разбитых мобильниках, который раскрыл секрет мышления финансово благополучного человека: «Я провел опрос в интернете, кто пользуется электрическим чайником при наличии газа, и выяснил тенденцию — бедные, но не богатые. У богатого это в мозгах. Если я могу не платить деньги за электричество для чайника, зачем я буду платить?» Он же рассказал о миллионере, который пришел в бешенство, когда увидел, что мобильный оператор самовольно списал с его счета семьдесят рублей. Миллионер не успокоился, пока не заставил оператора эти деньги вернуть. Почему бы не махнуть рукой на столь ничтожную для него сумму? Но если воспринимать финансовую грамотность как целостную систему мировоззрения, все становится ясно: сегодня ты позволил мобильному оператору стащить у тебя семьдесят рублей, а завтра кто-нибудь отберет у тебя семь тысяч, и из миллионера ты превратишься в жертву. Например, в жертву нечистых на руку форекс-брокеров.

Хорошо, если вы уже согласились с мыслью меньше тратить, и возникает вопрос, как распорядиться сэкономленным: стоит ли сберегать или инвестировать? И тут начнем с негативного опыта, пусть и из области тех самых финансовых шоков, которые, как оказалось, несут опасность не только в негативном ключе (потеря работы или непредвиденные расходы), но и в позитивном (неожиданный приток свободных денежных средств). Именно такой позитивный финансовый шок привел к тому, что актриса Елена Гольянова потеряла половину вырученных от продажи маминой квартиры средств. И тут можно расширить совет из рубрики об экономии — не носите с собой миллион наличными, особенно если отправляетесь в офис компании, предлагающей сказочную доходность от инвестиций. Разговаривая со знаменитостями о финансовой грамотности, мы поняли еще одну важную вещь: особенности психологии личности героя влияют на его финансовое поведение не только в вопросах отношения к рискам. Увы, большинство трагичных историй не исключает комментария «сами виноваты», от себя добавим — виноваты лишь в том, что проигнорировали принципы финансовой грамотности и ответственного финансового поведения. И даже имея знание и понимание этих принципов, не применили их на практике. Елена нередко встречала обманщиков на своем пути, заметила нестыковки в тексте договора (а мы знаем, что самое «интересное» в договорах пишут мелким шрифтом), но все же отдала деньги форекс-брокеру, и это ошибка. Но, осознав ситуацию, смогла признаться родственникам и попросить помощи, благодаря чему удалось вернуть половину, и это плюс. То есть даже если вы попали в сложную финансовую ситуацию, ощущаете себя жертвой мошенников, не молчите и не замыкайтесь в себе, потому что даже люди публичные не стесняются признавать свои ошибки. Но есть и исключения. И тогда проблема не решается.

И если Елена Гольянова не побоялась заявить: «Это моя вина. Моя ошибка», то актриса, имя которой мы называть не можем, в последний момент отменила выход готового интервью, как нам кажется, просто не сумев справиться со стыдом. Но история ее очень поучительна, потому что, не услышав рассказ от самой актрисы, мы бы тоже сказали, что так не бывает. Так вот, эта актриса N просто подарила свою огромную квартиру в центре Москвы чужому человеку только потому, что думала, что подписывает доверенность на сбор документов для подготовки к продаже, а на самом деле подписала генеральную доверенность. В результате и она, и дети остались бездомными. Но принять себя и признать вину за ошибку сложно, еще сложнее это сделать, когда собственный рассказ, переложенный на бумагу, читаешь как бы со стороны. Поэтому читайте договоры и не забывайте, что сыр бывает бесплатным крайне редко. А для тех, кто предпочитает более консервативные и рациональные инвестиции, актриса Светлана Камынина рассказала, что из всех инвестиций предпочитает инвестиции в собственное развитие и успешна в этом, так же как и в вопросах формирования «подушки безопасности» в виде сбережений, которые тратила, когда наступила пауза в работе: «И на что вы жили? — На сбережения. Наверное, во всех нас живет какой-нибудь Плюшкин или кто-то похожий».

И народная артистка РСФСР Валентина Талызина, известная всей стране по ролям в культовых советских фильмах (одна только Валя из «Иронии судьбы..» чего стоит!), демонстрирует необходимость сбережений, что сберегать нужно, на всякий случай: «Надо иметь запас на два-три месяца». Но где хранить эти деньги? Возвращаемся к личному опыту, которым поделился Андрей Туманов: «Я мог бы выбрать для своих денег хорошую золотую клеточку, из которой получал бы тридцать процентов годовых. Но чем выше доход, тем выше риск. Поэтому я, не желая рисковать деньгами, выбрал депозиты в банке... Желательно не в одном банке, а в нескольких. Мне нравится, когда деньги работают». Но если кто-то захочет снять настоящий психологический триллер о финансовой грамотности, который попадет в нерв публики, есть история Елены Гольяновой, поэтому большое ей спасибо за откровенность!

d5d1b7ac3e9b27fd7602fc2a50c9b111.jpg


Стоит ли брать кредиты? Надо ли покупать жилье в ипотеку? Эти простые жизненные вопросы задают себе и звезды. И одни охотно покупают машину в кредит или квартиру в ипотеку, другие — напротив, опасаются тратить деньги банков, не забывая пожелать всем нам снижения процентных ставок по кредитам. И это пожелание в целом услышано: если посмотреть на динамику ключевой ставки Банка России, от которой зависят и проценты по кредитам, и проценты на депозиты (грубо говоря, банки зарабатывают на разнице между этими ставками), то за последние пять лет ключевая ставка снизилась почти в три раза.

Иногда ситуация складывается так, что ради получения заветного кредита приходится заложить дом. И если актриса и модель Анна Чурина, известная в том числе по съемкам с Джеки Чаном и Арнольдом Шварценеггером в картине «Тайна печати дракона», поделилась позитивным опытом рискованного кредитования на бизнес под залог единственного жилья: «Нам с мужем пришлось заложить дом, чтобы доснять первый „Вий“... Фильм был успешным, поэтому как-то все обошлось», то актриса Юлия Ауг из-за кредита под залог дома на развитие цветочного бизнеса мужа потеряла не только единственное жилье, но и супруга, который не выдержал финансового краха. Но жизнь драматичнее любого сериала, и продолжением кредитной истории Юлии все равно стала ипотека, кредит под залог опять же единственного жилья, но уже продуманный: «Я посчитала, сколько денег отдала за аренду съемного дома за пять лет... Буду отдавать почти ту же сумму в месяц, которую я отдавала за съемный дом, но буду отдавать уже за свое жилье». Так же рассуждает и заслуженный артист России Денис Юченков, известный как соведущий программы «Главная дорога». «Мне квартира нужна была сейчас, — говорит Денис, — и поэтому я залез в ипотеку, купил квартиру, и мы в ней начали жить и до сих пор живем. Но другое дело, что ты должен понимать — нельзя брать больше, чем ты сможешь отдать. Я, допустим, понимал, что эти шесть миллионов, которые я сейчас возьму, я смогу вернуть в обозримом будущем».

Мы заметили интересный феномен, впрочем, на статистическую достоверность не претендуем: звезды, имеющие опыт ипотечного кредитования, более открыты к разговорам о личном опыте в области финансовой грамотности, чем те, кто боится кредитов. Но это не означает, что у тех, кто принципиально не берет кредитов, отсутствует финансовая стратегия. Например, кандидат биологических наук и ведущий телепрограммы «Диалоги о животных» Иван Затевахин долго сопротивлялся разговорам о деньгах, пока не удалось выявить центральную фигуру его личной финансовой стратегии, которая прекрасно демонстрирует один из принципов финансовой грамотности: простыми словами этот принцип можно сформулировать как «не зная брода, не суйся в воду», но из уст Ивана это звучит более романтично: «Представьте себе, ну вот представьте, что я — такой зверь, панголин. У панголинов — такая броня, как у еловой шишки, на шкуре. И когда ему что-то кажется опасным, он раз — и сворачивается в шар. Вот это — моя экономическая финансовая стратегия. Боже упаси влезать в какие-нибудь финансовые истории». Нам кажется, что это универсальная стратегия, особенно если дело касается рискованных операций и любых непонятных ситуаций — взять паузу, подумать, посоветоваться со специалистами. И будем надеяться, что люди, готовые влезать в долги ради того только, чтобы купить себе новую версию гаджета, без которой можно прекрасно обойтись, пользуясь старой, вспомнят о панголине в нужный момент. «Если у меня на какую-то вещь нет денег, значит, она мне не нужна», — говорит успешный телеведущий и популяризатор науки Иван Затевахин. С опаской к кредитам относится и актер Денис Рожков, известный по сериалам «Глухарь» и «Условный мент»: «Мне жутко от мысли, что можно взять ипотеку на пять миллионов». И если разобраться — а мы, конечно, разобрались, — у такого отношения к кредитам есть свое объяснение: нестабильность актерского заработка. Еще много раз потом мы услышим от героев почти жалобу на то, что в профессии с деньгами «то густо, то пусто», поэтому актер Александр Якин, звезда сериалов «Букины» и «Восьмидесятые», решился на покупку дома в ипотеку, зная, что кредитуется ненадолго: дом нашелся быстрее, чем продалась квартира. Квартира продалась, и ипотека была сразу же закрыта.

Стоит ли брать ипотеку? На одной чаше весов окажется опыт звезды сериалов «Ведьма», «Измены» и «Громовы», актрисы и многодетной мамы — Глафира Тарханова совсем недавно с семьей переехала в купленную в ипотеку квартиру; режиссера «Не родись красивой» — Александр Назаров уже выплатил ипотеку: «Так получилось, что ипотеку мы выплатили за полтора года, а брали на пятнадцать лет»; начинающего коуча и актрисы — Дарья Повереннова гордится тем, что сама заработала на квартиру и сумела выплатить ипотеку, причем валютную: «Конечно, горжусь. Я брала ипотеку в 2006 году, и этот шаг был для меня очень серьезный, сложный и ответственный. В две тысячи седьмом году я уже въехала в квартиру, в которой сделала ремонт. А отдала кредит в две тысячи тринадцатом».

Так и какая чаша перевесит в итоге? Кажется, что даже если актриса и режиссер Юлия Ауг, история личного опыта в области финансовой грамотности которой по-настоящему трагична, решилась на ипотеку, то и нам стоит задуматься. Потому что, снимая дом, однажды можно получить просьбу съехать, потому что даже если снова найти подходящее жилье, из него тоже могут в любой момент попросить. Но самое главное не в этом, говорит Юлия как представитель профессии, в которой человек работает «собой» (в любой творческой профессии внутреннее состояние и психологический комфорт — это ресурс, в который приходится инвестировать): «Умереть хотелось от того, что я понимала безысходность своего положения. Потому что быть бездомным в 20-25 и даже в 30 лет — одно, а быть бездомным в 40-45 — совсем другое. Бездомность разрушает личность. Я представляла: мне будет 60 лет, и я буду снимать жилье, потом мне будет 70, и я буду по-прежнему снимать жилье. А где я буду брать деньги на аренду? Я не хотела бы в старости чувствовать себя бездомной и беззащитной, поэтому мне не хотелось доживать до того возраста, мне вообще не хотелось жить... Многолетняя борьба за выживание не закончилась, но она уже обрела смысл — этот дом теперь мой. Мне нужно много работать, чтобы выплатить ипотеку и отдать друзьям долги. Но у меня есть перспектива, а не просто задача заработать деньги на то, чтобы заплатить за чужое жилье». И кажется, будто купленный в ипотеку дом действительно изменил судьбу к лучшему, и даже если Юлия решилась на это после негативного опыта кредитования, отдав дом за долги, похоронив мужа и чуть не погибнув сама, то стоит подумать об ипотеке. Но точно не стоит закладывать единственное жилье ради получения наличных, и не важно — на развитие бизнеса или на неотложные нужды.

Kuleshov.jpg


И как говорит телеведущий Петр Кулешов: «Люди моего возраста, пожалуйста, следите за вашими родителями!» А если нарушить оба этих совета сразу, получится «Сумма», настоящая трагедия, которая разрушила жизнь целой семьи. «Шут Балакирев» из одноименной постановки «Ленкома», актер Сергей Фролов потерял единственное жилье из-за кредита, который его покойная мама взяла под залог квартиры в микрофинансовой организации. На момент публикации он с женой и сыном еще жил в этой квартире, но сегодня семья осталась бездомной, а сил бороться за свое жилье почти не осталось. Трагедия Сергея широко обсуждалась в СМИ, особенно после того, как удалось раскрыть психологическую подоплеку его трагедии. И уже не раз во время лекций на факультетах журналистики в разных регионах мы приводим в пример это интервью, и вот почему. Мама Сергея взяла кредит под залог своей квартиры в Москве (сам Сергей оспаривает этот договор, но не будем отвлекаться на детали), а когда набежали проценты, с которыми она не справилась, представители той же организации предложили ей взять еще один кредит — на покрытие процентов по первому. Но тут проценты побежали и на второй кредит. Вскоре она умерла, и сын — Сергей Фролов — въехал в квартиру на правах наследника. У него были не самые лучшие отношения с матерью, и о долгах он узнал, только когда квартира была выставлена на продажу. Да, это сложная история, и она была бы не такой привлекательной для читателя — ну кому охота копаться в этих финансовых и юридических деталях. Распутать, кто кому чего и сколько должен, было нелегко, проще отмахнуться и ответить: «Сам виноват». Но все изменилось, когда мы нашли психологическую драму. Когда Сергей был маленьким, его мать — филолог по образованию — помогала ему делать уроки по математике. Она объясняла значение слова «сумма», а он никак не мог его понять. Он испытывал страх, и этот страх отдалял понимание еще больше. Прошло время, Сергей вырос. В театре ему было предложено сыграть роль Билли из «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи. Билли находился в психиатрической больнице, где и разворачивается все действие романа. Медсестра припугнула его: будет плохо себя вести, она пожалуется на него матери. Билли как маленький боялся своей матери. И тот страх, который Фролов испытал в детстве, пытаясь понять значение слова «сумма», помог ему сыграть эту роль в театре. И так слово «сумма» драматически возникло в его жизни еще раз. С Фроловым вышло множество журналистских материалов: из суда, где он при поддержке других потерпевших от действий микрофинансовых организаций пытался отстоять справедливость, но проиграл. Из леса, куда мы отправились по его наводке в поисках людей, сбежавших от черных риелторов. Из подъезда — в тот день, когда судебные приставы выкинули его из уже проданной за долги квартиры, не позволив собрать вещи, и он сидел в уголке лестничной клетки на табуретке, в домашних штанах и тапочках, и скорбел: «Теперь вы поняли, что такое сумма? — Много слагаемых. — Какое самое страшное слагаемое этой суммы, кроме смерти? — Смерть при жизни. — Вы умерли? — Тлею... — Почему раньше сумма не складывалась? — Потому что я не суммировал. Я только вычитал».

Будем надеяться, что Сергей Фролов, так же как и Юлия Ауг, преодолеет свою бездомность и, возможно, решится на ипотеку. Но уже осознанно и понимая источники возврата кредита. Мы заметили важную деталь: чаще всего кредитов вообще и ипотеки в частности избегают те люди, которым жилье досталось в наследство. Но есть и исключения — например, коренной москвич, звезда сериала «Молодежка» актер Максим Литовченко, родившийся на Таганке, он всегда мечтал заиметь собственное жилье. И вроде все делал правильно, но что-то пошло не так. И если бы интервью у актера Максима Литовченко брала не Марина Ахмедова, а великий русский классик Антон Павлович Чехов, он бы точно вдохновился его историей и написал рассказ. Наш герой всю жизнь мечтает о своей квартире. В его распоряжении — трехкомнатная квартира на Таганке, в которой живет его мама с отчимом, а Максим хочет жить один. Наш герой живет в гримерке, имея из движимого имущества лишь рюкзачок, который возит за собой на гастроли. Наконец наш герой решается взять ипотеку. Он устал всю жизнь таскать за собой ставший уже ненавистным рюкзачок. Ипотеку герой берет, взвесив все за и против: есть необходимая сумма на первый взнос, а снимая квартиру, он будет ежемесячно выплачивать за аренду примерно ту же сумму, что и за ипотеку банку. Но не учел один небольшой фактор, точнее — два. Во-первых, из съемной квартиры можно переехать с минимальными издержками, а если вскроются недостатки в купленном жилье, их придется устранять самому. Особенно велик риск, если жилье новое, а застройщик обанкротился (к вопросу благонадежности застройщика мы еще вернемся на примере истории еще одного нашего героя: актер Антон Демура купил квартиру в строящемся доме, но стройка успехом не завершилась). И как только Литовченко въезжает в ипотечную квартиру, в ней начинает что-то происходить: то прорывается труба и весь подъезд тонет в потопе, то обнаруживается, что труба под плиткой пола положена неверно. Злой рок или сама квартира, которую наш герой к тому моменту начинает одушевлять и наделять отрицательными свойствами, не дают ему пожить спокойно в собственном жилище ни дня. И вот наступает тот самый момент, достойный чеховского пера: наш герой, взломав плитку, обнаруживает, что бетон из-за просачивающейся из трубы воды стал мягким, как пенопласт. Отломив кусок бетона, он требует к себе бригадира. Бригадир приходит и сообщает, что он все делал по правилам и бетон разводил согласно пропорциям. И в этот момент наш герой из маленького человека, страдающего от бытовых неурядиц, превращается в человека большого. Он раздувается и заполняет собой всю комнату. Он постигает высоту искусства, вмиг понимая, как надо играть разных героев мировой классики. Замахнувшись куском бетона, он произносит грозную речь, вводящую в ужас даже его самого. Он говорит о том, что уплатил за квартиру деньги. Не что-нибудь, а с большой буквы — Деньги, несколько миллионов рублей. И за эти деньги он требует к себе уважения! Он приобрел себе не пентхаус, не дворец, а всего лишь сорокапятиметровую квартиру. Но увы, грозную ноту он не вытягивает и на этом месте ломается от жалости к себе. Литературные классики любят такие моменты. За что он терпит такие страдания? В чем же вина нашего героя? Пока, с точки зрения финансовой грамотности, вроде бы ни в чем — кажется, что на каждом этапе он принимал верные решения и страдает не по своей вине, разве что не заложил резервов на повторный ремонт. Какой-нибудь психолог, читая его историю, сделал бы вывод: «Герой, конечно, не виноват. Просто он хотел слишком сильно и неистово. А мы знаем, что если чего-то сильно хотеть, то это не сбудется, пока мы не ослабим хватку». Но мы не психологи, хотя уже знаем, что финансовое поведение человека сильно определяется его психологическими особенностями. И главные финансовые крахи наши герои переживали в тот самый момент, когда находились в психологической западне: Елена Гольянова, которой только что исполнилось пятьдесят четыре, страдала от того, что не верила в свой творческий успех, Сергей Фролов не справился с детскими обидами на мать, Антон Демура принял зависимость за любовь, а Юлия Ауг слишком любила мужа, чтобы запретить ему закладывать дом ради кредита на бизнес. Достаточно ли этого, чтобы убедиться, что финансовая грамотность — это фактор личной жизни? Верно и обратное: личная жизнь — это фактор финансовой грамотности.

banner_litovchenko_fin_gram.jpg


Но вернемся к Литовченко, чтобы убедиться, что Максим — действительно чеховский герой: застройщик, как только пообещал все исправить и раскроил всю квартиру до того состояния, что в ней невозможно стало жить, обанкротился и исчез. Снова непредвиденное обстоятельство? Возможно, если более внимательно изучать документацию застройщика и не пожалеть сил и денег на консультации со специалистами, можно было бы выбрать застройщика понадежнее. Наш герой тем временем, прихватив рюкзачок, снова переместился в гримерку: «Они сняли мне весь кафель, теплые полы, разрушили стену. Всю квартиру разнесли. Я заставил их снять мне другую квартиру этажом выше. И тут они банкротятся и исчезают. А мне говорят, что я должен съехать с квартиры. А куда мне съезжать? Моя непригодна для жилья. Я собрал свой рюкзачок и выехал. Я уехал снова в гримерку. И теперь я живу в гримерке и плачу за ипотеку». С точки зрения финансовой грамотности, теперь, когда в квартире не осталось больше сюрпризов и сделан итоговый ремонт, правильней было бы остаться в ней жить, а не сталкиваться с возможными рисками заново. Но... психология, психология и еще раз психология. Теперь нашего героя ни за что не заставишь жить в этой квартире — ему кажется, что она его невзлюбила и как только он в нее въедет, она подкинет ему новый сюрприз, — поэтому Максим решил квартиру продать. И если слушать наших героев внимательно, разговоры о финансах никогда не будут скучными, потому что личность героя проявляется через отношения с деньгами. И режиссер популярного российского сериала «Не родись красивой» Александр Назаров это подтверждает. Он использовал именно отношение к деньгам, чтобы донести важную суть своей героини — Кати Пушкаревой. Он поставил главную героиню перед выбором: взять взятку или пройти через страшные мучения, вызванные отсутствием средств, которые могли бы решить проблему: «Помню, в понедельник Кате предложили взятку, а в пятницу той же эфирной недели она от нее отказалась. Все ждали — возьмет Катя Пушкарева взятку или не возьмет. Я объяснял артистам до слез: «Понимаете, вот мы сейчас делаем очень хорошее дело — мы с вами сейчас даем надежду стране на то, что есть где-то девочка, которая пройдет через уйму мучений, но не возьмет взятку». И на форумах люди писали: «Если Катя Пушкарева возьмет взятку, мы перестанем смотреть ваш сериал!»

Мы будем надеяться, что истории о личном опыте знаменитостей в области финансовой грамотности вдохновят вас учиться на чужих ошибках, внимательно относиться к доходам, расходам, кредитованию, инвестировать в развитие самого себя. А еще решиться на поиск любимого дела, потому что — по заверениям наших героев — дело, выбранное ради денег, не приносит счастья, а дело, выбранное ради счастья, приносит деньги.

Кликните «продолжение», чтобы узнать: кого из наших героев (не)любовь довела до «финансового суицида», как повысить свое благосостояние и диверсифицировать источники дохода, почему стоит заключать брачный контракт и кто из звезд использует астрологию и визуализацию для достижения поставленных целей.


читать далее


Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей.

Связаться с героями и авторами рубрики можно по электронной почте: FingramStars@gmail.com

fake breitling for sale
  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ