Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Для участников проекта Для СМИ

Мария Болтнева: «Все, что в моей жизни есть, я притянула визуализацией»

Мария Болтнева: «Все, что в моей жизни есть, я притянула визуализацией»

Звезда сериалов «Глухарь», «Карпов», «Отдел», «Доктор Рихтер» и «Салам Масква», актриса Театра имени Маяковского и мама тройняшек Мария Болтнева известна любителям кино еще и как режиссер пронзительной короткометражки «Бумеранг». Как бороться со страхом остаться без средств к существованию и визуализировать желания, как вести семейный бюджет, имея непостоянный доход, и что делать, если деньги закончились, — в эксклюзивном интервью специально для рубрики «Звездные истории».



— Посмотрела ваш фильм «Бумеранг». Откуда у вас появилась такая идея?

— Я шла по площади Белорусского вокзала. Была зима две тысячи пятнадцатого года. И я услышала разговор матери и дочери: дочь, взрослая тридцатилетняя тетка, орала на собственную мать, а та шла рядом и робко терпела крики и нравоучения. Я сначала подумала: «Какое неуважение! Что она себе позволяет с матерью?!» А потом у меня возникла мысль — интересно было бы посмотреть на них двадцать пять лет назад. Какие отношения были у матери и ребенка? Почему дочь такой выросла? Мне показалось, что тут есть причинно-следственная связь, все в жизни закономерно.


— И вы показали их двадцать пять лет назад — когда мать так же кричала на маленькую дочь. А вы не допускали варианта, что мать могла быть всегда робкой, она всю жизнь посвятила ребенку, но дочь выросла эгоисткой?

— Мое мнение таково: если ты даешь живому существу любовь, то существо будет напитано ею, как губка водой. Если человек с детства напитан любовью, то он не может стать таким жестокосердным эгоистом.


— А мне стало жалко эту маму, даже несмотря на то что вы во второй части «Бумеранга» показали, как безобразно вела она себя со своим ребенком и теперь ребенок ее просто копирует.

— Почему безобразно? Все мамы себя так ведут. Может, в фокусе объектива это кажется слегка отталкивающим, но многие мамы-зрительницы говорили мне: «Ну да, мы такие... Но как с ними иначе? Они признают только этот язык, оптимальный для общения, — понукание и крики. Но это же от любви». В фильме мать тоже не то чтобы не любит своего ребенка, она искренне желает дочке добра.


— Или травмирует психику…

— А вас не так воспитывали: «Давай! Включай голову! Думай головой!»? Большинство родителей именно так и ведут себя со своими детьми. Я тоже могу со своими мальчиками завестись, потом извиняюсь, конечно. Мой жизненный манифест — нести максимальную любовь людям. Не только детям и членам своей семьи, а вообще всем живым существам. Не только людям, но и всему живому.


— Разве это возможно — нести любовь всем?

— Конечно. По задумке Бога возможно. В моей концепции мира мы созданы из любви Бога. Все, что в мире происходит плохого, делаем мы — люди. Изначально дети рождаются безгрешными и полными любви.


— Согласна, Бог не виноват в том, что мы совершаем плохие поступки. Но тех, кто их совершает, вы тоже можете любить?

— Конечно. Потому что любовь — это прежде всего сострадание. И чем хуже человеку, тем больше у тебя к нему должно быть сострадания... Я сейчас сама удивилась, как это сказала. (Смеется.) Ну, в любом случае, если ты видишь, что человек тонет, ты подашь ему руку, руководствуясь инстинктом спасения другого живого существа.


Любовь — это в критической ситуации протянуть руку.


А дальше мы начинаем взаимодействовать, и появляется нелюбовь. Но изначально многие хотят жить в добром мире, как, собственно, и я. Мне, например, тяжело жить в этом мире — он червивый, как гриб. Или таким кажется из-за плохих событий и поступков.


— Что вы почувствовали, когда шли по площади Белорусского вокзала и услышали тот разговор матери и дочери?

— Я приведу вам обратный пример... У одного моего знакомого были очень странные отношения с отцом. Его мать умерла, а его воспитанием почему-то занимались бабушка с дедушкой, но не отец. И вот когда отец заболел, этот парень к нему в больницу не пришел. И окружающие начали его упрекать: «Как?! Ничего себе! К отцу не пришел!» А я задумалась: сколько раз отец пришел к нему, когда он был маленьким и лежал в больнице?.. Я ответила на ваш вопрос? Очень важно, какими методами достигается воспитание ребенка. Очень важно, каким тоном говорят домочадцы между собой. Плохо, если они все время на повышенных тонах существуют. Ты можешь на повышенных тонах раскритиковать человека, если он что-то сделал плохо, или можешь сказать: «Ты сделал это хорошо. Но можешь лучше». Смысл один и тот же, но он по-разному донесен. Почему вам показалось ужасным то, что вы увидели в «Бумеранге»? Потому, что там любовь ужасно преподнесена. Она преподнесена под протухшим соусом. Но у матери там такая любовь: все должно быть по правилам, мать должна быть авторитетом, ребенок должен беспрекословно слушаться, и для этого надо подавлять волю ребенка. Но если к ребенку доброжелательно относиться... Я сейчас это сказала и подумала, что сложно относиться к ребенку доброжелательно, когда пятый час уроки не выучены.


— И что вы в таком случае говорите своим сыновьям?

— Да все то же самое. Фильм обо мне. Я такая же, как та мать. Я тоже ору на сыновей, но потом все-таки в какой-то момент открываю на происходящее глаза и извиняюсь, и люблю, и обнимаю, и прошу прощения за то, что была агрессивной, перегнула палку. Либо я объясняю уже спокойным тоном: «Я извиняюсь, что вспылила, но ситуация была такова, что не вспылить было невозможно». Добрая ли я в этом? Вполне добрая. Но я устанавливаю свою позицию — если будет так и так, то я, естественно, буду взбешена. Но ситуация ситуации рознь. Иногда ребенок действительно переходит границы, и нужно твердо дать ему понять: «Ты перешел границы». Безусловно, не методом публичного унижения, ни в коем случае. У меня есть правило: я никогда не кричу на ребенка при посторонних людях. Так часто делали в моем детстве. На меня могли на остановке наорать или где-нибудь еще на людях. Но я никогда при людях не унижаю ребенка и не говорю, что он что-то неправильно сделал. Даже если ребенок не здоровается или не говорит до свидания, выходя от врача. Я стараюсь никогда не делать ему при этом враче замечание. Хотя большинство родителей именно так и поступают — начинают стыдливо заискивать перед врачом, как бы вставая на сторону врача, но не ребенка — он такой невоспитанный, дескать, у меня, давайте его вместе пристыдим. Для меня такая ситуация — неправильная. Знаете, как нужно относиться к ребенку? Вспомните чувство, когда ты только влюбляешься, у тебя появляется вторая половинка и ты трепетно относишься к этому человеку. Не дай бог ты своего избранника на людях пристыдишь, когда у вас только начинаются отношения. Нет, ты проявляешь трепетность и уважение к его чувствам. К ребенку надо всегда так же относиться. Я отвожу ребенка в сторону и объясняю ситуацию: «Ты сейчас себя так-то повел, и мне было за тебя стыдно. Ты пойми, что даже если тебе неприятен этот человек, правила приличия все равно требуют, чтобы ты с ним поздоровался».


— Как вы считаете, взрослые дети должны финансово помогать своим родителям?

— Я помогаю. Не знаю, должны или не должны.


В жизни людей есть неизменяемые данности —
это родители и дети.


Можно поменять мужа, друзей, работу. Родителей и детей ты не поменяешь,
и ты должен отдавать им любовь всегда.


— Она может быть выражена в финансах?

— Нет, это не любовь. Но иногда деньги дать легче, только деньги, не любовь. Их дать легче, чем сидеть и два часа разговаривать с человеком. Бывают такие родители — как испытание. Бывают такие дети — как испытание. Например, мать всю жизнь воспитывала сына, а он стал наркоманом, пошел и убил кого-то, сел. А она ему вроде любовь отдавала. И это уже вопросы судьбы — значит, суждено этой женщине иметь такой опыт с сыном. Но она все равно должна его любить и принимать. Родители и дети — наркоманы ли, алкоголики ли — неизменные данные в нашей жизни. Единственное исключение для меня — это родители, которые отказались от своих детей. И если любовь не была получена от родителей в детстве, то у ребенка перспектива одна — во взрослой жизни откупаться от них деньгами. И не будет уже у ребенка желания сидеть и по два часа разговаривать со своими состарившимися родителями. Не будет он уже выслушивать их проблемы.



— А если деньги, которыми он откупается, тяжело зарабатывались? У артистов вообще нестабильных доход. Ты ждешь, наконец приходит заказ, ты снимаешься, но тебе нелегко даются деньги. И из них надо выделить еще и на родителей. Разве это не любовь?

— Ну если ты сам сидишь без денег, только заработал тридцатку и двадцать пять тысяч тут же съела оплата ЖКУ — а у меня такая ситуация бывает часто, — и ты думаешь, как на эти пять тысяч продуктов купить, чтобы на неделю хватило, то тут уже не до помощи.


— Вы пользуетесь льготами для многодетных семей?

— Если вы заглянете в мой инстаграм (@boltushka_mary. — Прим. ред.), то увидите, что я как раз недавно выложила пост о том, какие пособия мне приходят как многодетной матери-одиночке. Короче, в общей сложности пять тысяч в месяц на троих детей получается. Но я не отказываюсь от этих пяти тысяч, они уходят на пополнение телефонных счетов детей, оплату интернета, на бензин. Еще у нас проезд в общественном транспорте бесплатный, парковки бесплатные и посещение музеев. Но вы представьте, каково в Москве растить троих детей без мужа! А я воспитываю троих. Наш среднемесячный минимальный бюджет, который нам нужен, — несколько десятков тысяч рублей...(Называет точную сумму до копейки.)


— И как же их заработать?

— Ну как... Надо книжки про это читать. Когда мои друзья жалуются: «Вот, больше не могу, эта бедность заела», я отвечаю: «А почему ты ничего не делаешь для того, чтобы выбраться из бедности? Понятно, водить такси ты не пойдешь, ты гордый для этого. Понятно, пойти обучаться новой профессии ты не пойдешь, ты ленивый для этого. Но тогда хотя бы книжку почитай о том, как стать богатым» (в нашей рубрике есть история с относительно счастливым концом об актере, который вынужденно работал в такси: интервью с Антоном Демурой «Это был финансовый суицид». — Прим. ред.).


— А вы думаете, книжка поможет?

— Конечно.


— А вам помогла?

— Не скажу, что я живу за чертой бедности, но в моей жизни были разные периоды. Такие периоды заставляли меня шевелиться, думать. А когда начинается хоть какое-то движение в правильном направлении, Вселенная на него тоже реагирует. И если быть внимательным к своей жизни, жить осознанно — смотреть, слышать, прислушиваться к тому, что вокруг, можно увидеть знаки.


— А если вы не сможете заработать, не выходя за рамки творчества, вы сами сможете поменять профессию?

— Да я кем только не работала. Могу похвастаться широким спектром работ: я и таксистом была, и веб-дизайнером, и просто дизайнером. Даже мыла полы и пела в переходе.


— Пели в переходе?

— Да, каждый вечер, когда училась в театральном в Новосибирске.


— Я думала, вы из обеспеченной семьи…

— Да что вы... Нет. Отца не стало, когда мне было одиннадцать лет. Мама тянула меня одна. Она актриса Новосибирского театра. В переходе я пела в девяностых, и у мамы зарплата тогда была шесть-семь тысяч. У нас была группа из девочек, я в ней была гитаристкой, и когда заканчивались уроки, мы шли и пели. Зарабатывали рублей по тридцать на каждую, но нам нравился сам факт того, что мы зарабатываем. Мне нравилось, что хотя бы на тридцать рублей я независима. На эти деньги мы покупали еду.


— Мария, а вы кто?

— А кто спрашивает? (Смеется.)


— Представьте, что инопланетянин, не знакомый с земным культурным контекстом. Он материализовался перед вами и хочет узнать — кто именно вы.

— Что это я буду с каким-то незнакомцем разговаривать?! Ха-ха-ха. Я — творческая персона, намеревающаяся реконструировать современное искусство.


— Реконструировать?

— Чуть-чуть внести свою лепту, свое представление. Все высказывания так или иначе меняют каким-то образом картину современного искусства.


— Ну вот, вы — творческая персона. А вам говорят: «Чтобы зарабатывать, надо что-то изменить!» Вы готовы отказаться от творчества ради хорошего заработка?

— Смотрите... у меня были такие периоды, когда у меня не было вообще ни копейки. Тысячу раз у меня были такие ситуации, когда я сидела без денег. И никакой работы нет, и ничего не предвидится, а зарплата уже вся потрачена, а у меня еще няня, которая стоит немало. Знаете, что я делала? Вот что... Сейчас я дам вам практический совет... Я представляла... я входила в медитацию и представляла, что у меня деньги есть уже сейчас, вот они лежат на столе передо мной. Я в этом вообще не сомневаюсь и испытываю в данный момент наслаждение. Я могу дальше думать, как они появились, каким образом, и я представляю стопочку купюр. Главное в этот момент — расслабиться и не допустить неуверенности в том, что они у тебя есть. Хотя бы на полминуты надо представить их, погрузиться в это, изучать деньги, наслаждаться ими. Главное — испытывать в этот момент удовольствие. Не допускать негатива и страха, что денег нет. А именно просто расслабиться и представить, что вот они, твои деньги. Наверное, мне легче это сделать, я связана с актерством. Но сейчас не только актеры занимаются визуализацией.


— Да?!

— Да. Представьте:


все, что в моей жизни есть,
я притянула визуализацией.


— И детей?

— Вы знаете, да. Может, не целенаправленно. Бывает целенаправленная визуализация, например, в медитации. А я с двадцати пяти лет ходила по детским площадкам, мне нравилось там бывать и смотреть, как играют дети. И я представляла, какой матерью буду я. Мне очень хотелось быть мамой, и я представляла, что я уже мама и уже учу этот комочек чему-то. А потом не помню почему в магазине товаров для дома выбрала картину — два младенца сидят спиной на подоконнике, годовалые, в кудряшечках. До этого встречалась с молодым человеком, и мы с ним расстались, потому что он вообще категорически не хотел детей до тридцати лет. Хотел сначала на ноги встать и все такое. А я его очень любила, и мне хотелось от него ребенка, и мы на этой почве начали ссориться. Уже после этого расставания у меня появилась картина, я повесила ее у себя в комнате в общежитии на «Павелецкой». Там еще у меня были фотографии спортивной японской машины-купешки, песчаного пляжа с пальмой и мужчины — красивого, темненького. И, в общем, буквально через два года у меня уже было три ребенка, спортивная купешечка, я уже в четвертый раз побывала на пляже в Таиланде, и был отец детей, который предлагал выйти за него замуж. И когда я потом нашла эту доску желаний и взглянула на нее... Ну, все же просто и очевидно...


— И как смотреть на эту доску, чтобы желания сбылись?

— Да никак. Просто поставить. Подсознание гораздо сильнее сознания. Если мы прямо очень сильно о чем-то думаем, это наоборот все разрушает. Тонкие вещи любят тонкости.


— Но как визуализировать, не думая об этом?

— Вы представьте, как вы гладите котенка, играете с ним. Что вы чувствуете в этот момент? Вам приятно, тепло, вам нравится гладить котенка, и вы в этот момент не напрягаетесь. Вы же не думаете: «Как же я хочу погладить этого котенка». Вы просто представляете, как делаете это и как здорово, что у вас это есть. Вы представляете это приятное обладание, которое легко и доступно. Все практики визуализации говорят, что для Вселенной нет разницы, дать вам сто миллионов или сто рублей, только ваш ум ограничивает возможности. Если человек себе скажет: «Ну сам подумай, откуда у тебя может быть сто миллионов? Ты-то сам понимаешь, какая это глупость», не получится ничего.



— Когда вы узнали, что у вас будет сразу тройня, вы были готовы финансово?

— Нет. У меня возникали очень сложные финансовые ситуации. Один год — две тысячи пятнадцатый — вообще был очень жесткий. Работы не было. Я на все лето полностью осталась одна с детьми, мне пришлось даже отпустить няню, когда стало ясно, что все свои отпускные из театра я раздаю на долги за ЖКУ и остаюсь до сентября вообще без денег. Мне стало так страшно, что я осталась одна с детьми. Потом были долги, долги, долги. А потом я стала интересоваться финансовой грамотностью и нашлась каким-то образом... Иногда важен просто волшебный пендель — чтобы кто-то сказал тебе:


«Встань, иди, ищи, делай, думай».


Я села и подумала: «Что я могу сделать? Что я могу начать делать сейчас, чтобы в ближайшие три месяца получить деньги?» И я начала писать сказку, по примеру той, которую играла в 2004 году со своими друзьями. Там герои — Дед Мороз, Снегурочка и Баба-Яга. Я ее переписала, переделала, собрала друзей... Ну, короче, сдвинула чуть-чуть этот лежачий камень. Мы оформили сказку музыкой, продали и какие-то деньги заработали. Был Новый год, и мы ездили с нею по Домам культуры. Деньги к деньгам — это правильная пословица. Энергия денег притягивает еще больше денег, то есть начинаешь чуть-чуть зарабатывать, двигаешься, и тебе тут же подсовывают еще что-то. Деньги чувствуют эти движения. Про психологию богатства я могу два часа рассказывать...


— Все прекрасно звучит, когда рассказывается. И кажется, что все легко. Но когда начинаешь применять к себе, оказывается, что легко только на чужих примерах...

— Каждый может придумать что-то. Но, во-первых, это что-то нужно визуализировать, испытывая наслаждение от обладания деньгами. Можно прочесть книгу «Самый богатый человек в Вавилоне», например. Там очень простые постулаты:


10% дохода
надо тратить на себя,
еще десять —
на благотворительность.


Наш русский человек скажет: «Ладно, на себя я еще готов потратить, но еще десять на благотворительность... Уже двадцать процентов. Где я возьму столько?» Но удивительно — чем больше отдаешь, тем больше получаешь.


— Когда я начала смотреть ваш «Бумеранг», я в первую минуту подумала, что речь пойдет о нищете регионов. Я часто бываю в регионах и в реальности вижу эту безрадостную дорогу от остановок к домам, эти обшарпанные дома. Как людям, живущим в таких условиях, визуализировать деньги и настроиться на позитивную мысль?

— Вопрос на самом деле хороший. Действительно, когда тебя окружает такой кошмар, мыслить позитивно не всегда получается. Ну, значит, надо какой-то свой мир создавать — в своей квартирке, в своей комнате, в своем уголочке. Начать с себя. Я всегда считала, что несправедливо обижаются на актера Алексея Серебрякова. Ну, может, он погорячился, когда говорил, что национальная идея русского народа — сила, наглость и хамство, но, согласитесь, очень много в постсоветской России невежественных и хамских людей. Мы видим их в поликлиниках, на улицах, в продуктовых магазинах. Мы видим не всегда уважение к бабушкам. Но на Серебрякова все так накинулись... А какие раньше были кондукторы? А какие билетеры в театре? Такие, что в другой раз в театр не захочешь пойти. Но почему так? Может, потому, что наши люди после войны пережили очень суровые годы и это их сформировало, они очерствели? К чему я это говорю... Меня это всегда расстраивало, я думала: ну неужели мы, русские люди, всегда будем так хамски друг к другу настроены, все будем друг другу волками? И в последнее время я начала себя целенаправленно вести уважительно к окружающим — улыбаться, здороваться. И вдруг я начала замечать, что и мне улыбаются, здороваются. Говорят: «Проходите, пожалуйста... извините, пожалуйста». А я думаю: «Ну надо же... какая женщина воспитанная... в мясном отделе». Потом — хоп — и в театре мне говорят: «Извините, пожалуйста». Ну оттуда всех злых билетеров уже давно, конечно, убрали... Но я вдруг понимаю, что мир меняется. Люди как будто вдруг действительно начали осознавать, что нельзя жить в обществе, где все ненавидят друг друга. Ты ему на ногу наступил, а он тебе готов за это размазать лицо... Все-таки любовь — это такое чувство, которое сложно сымитировать. Но хотя бы уважение можно. И начинать надо с себя. Я начала с себя и вдруг увидела, что вокруг столько вежливых людей... Если начать наполнять свой мир добром и позитивными визуализациями, можно измениться и изменить общество.


— И вы думаете, к такому отношению к себе и миру может прийти человек, у которого все в жизни всегда было ровно и он горя не знал?

— Я рассуждаю так... сейчас сформулирую... Либо ты — тряпка, либо ты — личность. И когда жизнь полностью растирает и не знаешь, за что взяться, руки не поднимаются и денег нет, любимого человека нет, работы нет, все плохо, в такие минуты я говорю себе: «Либо ты ломаешься, и ты — тряпка, либо ты — личность, и сейчас встаешь, себя трансформируешь, вытаскиваешь себя за волосы». Действительно, часто бывает, что в такие моменты никого нет рядом, кто бы мог поддержать. Но ты встаешь и вытаскиваешь себя из комнаты. А если нет, то ты ломаешься, и тогда начинаются наркотики или алкоголь... А у меня другая концепция — я считаю, что я должна максимально обеспечить свою жизнь, чтобы финансово быть независимой ни от чего. Например, за счет сдачи в аренду квартиры, либо мужской помощи, либо как-то еще. Короче, я хочу каким-то образом


обеспечить себе пассивный
доход и полностью заниматься детьми.


— А как?

— Кто-то покупает квартиры, кто-то вкладывает в недвижимость…


— А вы уже купили квартиру?

— Я еще нет. Но я к этому иду.


— И это будет ипотека?

— Ипотека в любом случае.


— Вы любите творчество, а сможете ли полюбить процесс зарабатывания денег?

— Да, любой человек от процесса зарабатывания будет получать удовольствие! Конечно, если Ваня Пупкин из Нового Уренгоя продаст свою единственную, доставшуюся от бабушки квартиру и вложит деньги в акции, а они упадут через месяц, то он останется без всего. Безусловно, нужна определенная финансовая грамотность и элементарные знания: и как правильно зарабатывать, и как правильно экономить.


— И как сэкономить матери троих детей?

— Нужно начать вести дневник своих трат: например, с первого ноября по первое декабря. И в конце месяца сесть и проанализировать: вот тут я делала так и так и потратила столько-то. Но нельзя сокращать абсолютно все — нужно соблюдать золотую середину.


— Отец детей платит алименты?

— Георгий всегда помогает настолько, насколько может.


— А те деньги, которые вы визуализировали, они у вас появились?

— Да. После съемок. Надо еще представлять, что будут съемки, и я буду за них получать деньги. Но те деньги все на долги ушли.


— Но вы хотя бы их пощупали?

— Конечно. Я всегда денежки щупаю и радуюсь им: «Наконец-то вы материализовались, мои хорошие». И детей учу относиться к деньгам с уважением и любовью: не мять, не разбрасывать, не комкать, даже если дело касается простых монеток. Я думаю о деньгах — о том, что с радостью держу их, и мне приятно.


— Но разве потом к ним не привязываешься и не жалко отдавать?

— Ни в коем случае не должно возникать чувства, что жалко. Нужно сказать: «С радостной душой отдаю, но больше получаю».



автор: Марина Ахмедова
фото: Ольга Филонова
специально для рубрики «Звездные истории»



Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей.

Связаться с героями и авторами рубрики можно по электронной почте: FingramStars@gmail.com

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ
  • О проекте