Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Для участников проекта Для СМИ

Новости

Похождения кота Белобока
15 Мая 2018

Финансовое воспитание малышей как увлекательная игра

Курс «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» был создан в рамках Проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности авторским коллективом Волгоградского социально-педагогического колледжа. Данный курс широко применяется в Волгоградской области, а методика используется в дошкольных образовательных учреждениях Ставропольского и Алтайского краев.

Консультант по образовательным мероприятиям в рамках реализации программ по повышению финансовой грамотности на территории Волгоградской области Ольга Андреева в интервью порталу вашифинансы.рф рассказала о коте Белобоке и его уроках финансовой грамотности для малышей.

С какого возраста, по вашему опыту, стоит начинать обучение детей финансовой грамотности?

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин. Уже с 6–7 лет они проявляют активность и просят у мам и пап первые карманные деньги, хотят расплачиваться в магазинах.

Образовательный курс «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста, мы учим детей с 6–7 лет.

Походы с ребенком в магазин, на рынок, в банк могут стать хорошей практикой для отработки понятий, с которыми ребенок познакомился в ходе изучения курса.

кенекнке.jpg

Расскажите о содержании образовательного курса «Приключения кота Белобока».

Программа состоит из базовой «Финансовой азбуки» и дополнительных направлений, таких как «Потребности и труд», «Деньги», «Семейный бюджет», развивающих представления дошкольников об основных темах курса через различные виды деятельности.

Весь курс написан в форме детской сказки с красочными наглядными иллюстрациями, рассказывающей о приключениях кота Белобока, который благодаря знаниям и труду превратился из котенка-ленивца в успешного, рассудительного и мудрого кота-предпринимателя.

Как родился образ кота Белобока?

Материал образовательного курса нужно было «упаковать» в легкий для детского восприятия формат. «Сквозная» сказка о приключениях домашнего кота Белобока и его лесных друзей оказалась наиболее удачным, на наш взгляд, решением.

Воспитатели отмечают, что для детей очень понятен и привлекателен образ главного героя сказочных сюжетов – кота Белобока. Как только черно-белый котик появляется на столе воспитателя, дети сразу понимают, что начинается занятие по финансовой грамотности. Дети с удовольствием слушают истории про кота, «путешествуют» вместе с ним и играют.

Рисунок1.jpg

Как анимированный персонаж помогает детям воспринимать материал? Придумывают ли дети свои истории с Белобоком?

Дошкольному возрасту свойственно образное восприятие окружающего мира. Поэтому основной акцент при изучении курса был сделан на применении наглядных образов, схем, картинок. Это позволяет детям легче усвоить содержание основных экономических понятий и правил поведения в мире финансов.

В процессе обучения воспитатели обсуждают с детьми прочитанные книги, выполняют игровые задания, рисуют, мастерят поделки. Дошкольники отгадывают загадки, составляют описательные рассказы, смотрят мультфильмы, выполняют упражнения в тетради экономических заданий.

Много новых разработок, дополняющих курс, появилось за три года применения методики: игры, театрализованные сценки, которые воспитатели представляют на ежегодном конкурсе педагогического мастерства.

Дети совместно с родителями придумывают новые сюжеты про кота Белобока, появился даже мультипликационный фильм о полезности изучения финансовой грамотности вместе с Белобоком.

В детском саду № 98 г. Волжского были организованы сюжетно-ролевые игры «Ярмарка» и «Репортаж». Воспитатели детского сада «Алёнушка» разработали и провели интеллектуально-познавательную игру «Что? Где? Когда?».

нгнг.png

Интересный опыт организации детской деятельности при изучении курса был представлен Центром развития детей – детским садом № 26 г. Волгограда, в котором уже несколько лет работает анимационная студия «Пластилиновый мир». Воспитатели, педагоги дополнительного образования, дети и родители разработали мультипликационный проект «Экономика для малышей». Ребята совместно с воспитателем сочинили сценарий, сделали из пластилина героев мультфильма: кота Белобока, лису Рыжий хвост, Белочку и др. и смонтировали при помощи родителей мультипликационный фильм.

В ежедневном общении с педагогом в группе, на прогулке, дети усваивают навыки экономного поведения, к примеру, бережного отношения к вещам и игрушкам, разыгрывают ситуации обмена и купли-продажи.

Какие перспективы у игровых форм финансового воспитания? Какие преимущества и недостатки у этой формы работы с детьми в сфере финансовой грамотности?

В обучении детей дошкольного возраста очень важно чередовать умственное напряжение с физической работой. Например, в методических рекомендациях используются элементы физических упражнений с привлечением сказочных персонажей: кота Белобока, тетушки Совы и др.

Разделы программы носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, с театрализованной и изобразительной деятельностью, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности. Это способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к разумному расходованию средств и правильному экономическому поведению.

авкну.png

Преимущества игровой формы преподавания в дошкольном возрасте очевидны: быстрая организация познавательного процесса, вовлеченность участников, легкость подачи нового материала, быстрота его усвоения через «проигрывание» новых жизненных ситуаций.

Сложность одна – «вывести» детей из игры, им свойственно быстро увлекаться, а вот переключиться на другой вид деятельности – довольно тяжело. С этим должен справиться опытный воспитатель.



Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ
  • О проекте