26 февраля в пресс-центре правительства Архангельской области состоялась пресс-конференция, посвященная актуальным вопросам противодействия финансовым мошенникам.
Современные банковские технологии значительно упрощают нашу жизнь. Пластиковые карты, мобильные приложения, банкоматы и онлайн-банкинг – все это делает банковские услуги намного доступнее и удобнее. Но следом за новыми технологиями тянутся и различного рода мошенники.
Как рассказал заместитель начальника УМВД России по Архангельской области, начальник следственного управления Александр Андрусенко, в 2019 году количество подобных преступлений выросло практически в два раза и достигло двух тысяч. «В этом году пока отмечается небольшой спад финансовых мошенничеств, но это не повод расслабляться. По статистике, они составляют практически треть от всех регистрируемых в регионе преступлений. Атаке мошенников, особенно по телефону или через интернет, может подвергнуться любой человек, независимо от образования, социального статуса или рода занятий: от пенсионера до финансового аналитика. К тому же совершаться подобные звонки могут из любой точки мира», - отметил он.
Поэтому распознавать финансовые мошенничества и противостоять им должен уметь каждый. Частично это задача и региональной программы повышения финансовой грамотности населения, которая реализуется в Архангельской области уже пять лет.
«Тема профилактики финансовых мошенничеств – одна из самых востребованных в программе. Наиболее уязвимыми в этом плане являются пенсионеры и люди с низким уровнем дохода. Для них у нас разработаны специальные курсы по обучению финансовой грамотности в рамках программы», - рассказала заместитель министра финансов Архангельской области Татьяна Суровцева.
Также тема противодействия финансовым мошенничествам звучит и в программе, разработанной для занятий по финансовой грамотности на рабочих местах. По словам Татьяны Суровцевой, на сегодняшний день это один из самых востребованных способов повышения финансовой грамотности населения.
Спектр уловок и ухищрений, на которые способны мошенники, достаточно широк. Это могут быть звонки или СМС-сообщения от имени банка с предложением получить денежную компенсацию либо с информацией о том, что банковская карта якобы заблокирована; звонки и сообщения с просьбой о финансовой помощи от «родных» и «друзей»; хищения средств при покупке или продаже товаров через интернет и так далее.
Как пояснил заместитель управляющего отделением по Архангельской области Северо-Западного ГУ Банка России Андрей Токарев, сотрудники банков никогда не спрашивают у клиентов персональные данные, а также ПИН-код и CVV-код, а представители службы безопасности банков вообще никогда не звонят клиентам. Если вам поступают подобные звонки – это мошеннические действия. Поэтому при возникновении сомнений стоит перезвонить в банк по телефону, указанному на обороте банковской карты, при этом ноер стоит набрать вручную.
«Свои атаки мошенники строят на трех методах – возбуждении чувства страха, жажды наживы и создании искусственной срочности. Не поддавайтесь, возьмите паузу, чтобы всё обдумать и проверить», - обратил внимание Андрей Токарев.
Консультанты проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности, присутствовавшие на пресс-конференции, выразили готовность провести профилактические мероприятия по профилактике финансовых мошенничеств для сотрудников компаний на рабочих местах.