Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Партнерам Для СМИ
С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
МОИФИНАНСЫ.РФ
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

Владимир Путин: главное – предотвращать ситуации, когда люди без разбора берут кредиты

Владимир Путин: главное – предотвращать ситуации, когда люди без разбора берут кредиты
19 апреля 2017

На заседании Госсовета под председательством Президента России Владимира Путина в Великом Новгороде был представлен доклад руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой «О национальной системе защиты прав потребителей». В документе ведомства отдельное внимание уделено вопросам защиты потребителей финансовых услуг, а также результатам деятельности ведомства в рамках Проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности.

Как отметил на заседании Владимир Путин: «Задачи защиты прав потребителей невозможно решать раз и навсегда каким-то одним способом. Они тесно связаны с развитием экономики, появлением новых товаров и услуг... Сразу скажу, что самые острые проблемы сейчас концентрируются в сфере услуг, в том числе финансовых услуг. Так, немало трудных вопросов возникает у граждан – потребителей так называемых микрозаймов».

«Люди берут в долг не только в связи с какими-то тяжёлыми обстоятельствами. Зачастую они откликаются на заманчивые предложения, не имея ресурсов для выполнения взятых обязательств, обманывают сами себя – к сожалению, в основном по причине финансовой безграмотности. А среди кредиторов есть и такие, кто сознательно вводит людей в заблуждение, не объясняя им условия займа и не раскрывая всю цепочку возможных последствий. В результате большинство заёмщиков практически неминуемо попадает в долговую спираль», – пояснил Владимир Путин.

По мнению главы государства: «Главное – предотвращать ситуации, когда люди без разбора берут кредиты. И здесь на первый план выходит информированность граждан, их правовое образование и воспитание культуры потребления финансовых услуг. Надо также подробно разъяснять, как работает институт банкротства физических лиц, который открывает возможности для цивилизованного, правового избавления от долговой кабалы».

По данным Роспотребнадзора, за последние годы в Российской Федерации была сформирована позитивная правоприменительная практика обеспечения защиты прав потребителей финансовых услуг в административном и судебном порядке, приняты новые основополагающие законодательные акты (о потребительском кредитовании, о национальной платежной системе), направленные на регулирование отношений в сфере предоставления финансовых услуг. В Роспотребнадзоре уверены, что действующая система нормативно-правовых актов в области защиты прав потребителей финансовых услуг соответствует Руководящим принципам ООН для защиты интересов потребителей.

Однако в докладе Роспотребнадзора отмечается ряд тенденций последних лет, которые приводят к ухудшению финансового положения граждан. Во-первых, стремительный рост объемов потребительского кредитования привел к закредитованности значительной части населения. Доля просроченной задолженности выросла с 12,5 млн руб. в 2011 году до 29,2 млн рублей в 2016 году.

Авторы доклада объясняют это тем, что сложные финансовые услуги, дорогостоящие фи­нансовые продукты (в первую очередь микрозаймы) предлагали и продолжают активно предлагать потребителям, в том числе тем, кто заведомо не способен своевременно исполнить возникшие у них обязательства. Также во многом это связано с эксплуатацией финансовой неграмотности граждан, массовым злоупотреблением их доверием, что свидетельствует о том, что далеко не всегда банки, страховые компании или микрофинансовые организации следуют принципам добросовестности.

В 2015 году резко увеличился объем жалоб потребителей и количество выявляемых нарушений в сфере микрофинансирования. По данным Банка России, на начало 2017 года допустимая ставка микрозайма установлена в размере 795% годовых. По результатам исследования КонфОП, проведенного в июне 2016 года в 10 регионах России, четверть заемщиков МФО – это безработные и пенсионеры, почти 40% респондентов потратили занятые деньги на базовые нужды (покупку еды, лекарств, оплату услуг ЖКХ и пр.), столько же погасили кредит, взяв в долг у друзей и родственников. Обслуживание займов по данным ставкам является крайне обременительным для семейных бюджетов и часто сопровождается последующей пролонгацией. «Соответственно, уже сейчас требуется не только ограничить доступ на финансовый рынок неконтролируемому потоку МФО, но и перенять стратегию Банка России по отношению к банкам в части сокращения МФО до приемлемого уровня, чтобы обеспечить прозрачность данного сектора экономики и пресечь развитие нарушений прав потребителей», – рекомендует Роспотребнадзор.

Фото http://kremlin.ru

Заседание президиумаГоссовета по вопросу развития национальной системы защиты правпотребителей



Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ