Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Для участников проекта Для СМИ

Управление семейным бюджетом - это то же самое управление государством, только в миниатюре

Управление семейным бюджетом - это то же самое управление государством, только в миниатюре
22 Мая 2020

Несмотря на то, что учебный год для многих школьников уже завершился, тема обучения финансовой грамотности по-прежнему актуальна. Учитель казанского лицея №5 Артем Сагин рассказал порталу вашифинансы.рф о готовности школ к введению финансовой грамотности, интересе учеников и помощи родителей.

Как часто проходят уроки? Для каких классов?

Уроки проходят у нас два раза в неделю. Два урока, один – в десятом классе и один – в одиннадцатом. У нас есть классы физико-химического направления и социально-экономического направления, и как раз в социально-экономическом классе по одному уроку и проводится.

Какие темы рассматриваются на уроках? Какие вызывают наибольший интерес?

В принципе мы затрагиваем все темы. Программа составлена таким образом, что тут и личные финансы, и создание собственного бизнеса, и мошенничество, и управление домашним бюджетом. А также темы, связанные с банками, депозитами, страховками.

Детям интересны личные финансы, создание собственного бизнеса. Но также, когда они начинают понимать практическую значимость, им уже становятся интересны и, например, темы налогов и пенсий.

Какие темы в отношении личных финансов, на ваш взгляд, наиболее актуальны сегодня?

Мы проводим занятия иногда и с учителями, но редко, потому что сложно собрать весь большой коллектив. Вообще сейчас особенно интересны темы преумножения средств, то советы, как эффективно копить и распоряжаться финансами, как их можно преумножить и сохранить для будущего, например, для той же пенсии, чтобы не нуждаться. Актуальны вопросы, как не тратить лишнего и не столкнуться с мошенниками, тем более, что сейчас это очень актуально с развитием информационных технологий.

Как школьники отзываются об уроках финансовой грамотности? Какие форматы кажутся им более интересными?

Школьники отзываются хорошо, им нравится, несмотря на то, что мы проводим только по одному уроку. Также мы периодически проводим лекционные мероприятия или же приглашаем гостей из инвестиционных, страховых компаний, приглашаем представителей банков, хотя у них меньше времени для уроков. Онлайн-уроки очень хорошо помогают в этом, там тоже специалисты выступают.

Больше всего ученикам нравятся такие форматы, где они сами могут включиться и понять, зачем это на практике надо. Потому что в теории послушали и забыли, а когда они понимают, для чего это нужно, как это в реальной жизни отражается, где это применяется, то это гораздо интереснее. Когда какие-то игровые ситуации используются, то в такой форме это легче усваивается.

В какие школьные дисциплины тематика финансовой грамотности интегрируется наиболее гармонично?

Мы в математику интегрировали: например, расчет коммунальных платежей, скажем, стоимости водоотвода в квартире. Это простой пример – берем квитанцию, платёжки, смотрим, как формируется эта стоимость и подводим ее под формулы, которые есть. Ученики в рамках занятий по финансовой грамотности узнают о том, что родители оплачивают коммунальные платежи, и плюс учатся применять формулы и данные.

Пока работаем с математикой, в планах есть еще интеграция с географией, но там сложнее с примерами, примеры есть и в плане работы в рамках уроков по обществознанию и истории.

Есть сложности с примерами, особенно из реальной жизни, их надо находить. И необходимо время, чтобы их придумать. Но благо, что есть проекты по финансовой грамотности есть, они помогают в этом.

Какой набор знаний по финансовой грамотности, на ваш взгляд, должен вынести ученик из школы? Какие знания, навыки, установки?

Во-первых, самое важно – это понимание, как не стать жертвой обмана причем не только в случае с мошенниками, но и недобросовестными продавцами, например, при подписании договора, при покупке услуг, то есть знания, необходимые, чтобы сохранить средства.

Необходимо, чтобы было понимание, какими способами мошенники обманывают человека, как распоряжаться средствами, вести семейный бюджет. Я всегда на уроках обществознания и финансовой грамотности детям привожу пример: семейный бюджет – это то же самое управление государством, только в миниатюре, где вы выполняете все функции. Если это понимаете сейчас, то и дальше будет проще. Дальше и бизнесом будет легче управлять, если вы эффективно управляете домашним бюджетом, если вы сами собой управляете. Разница только в масштабах.

Нужно, чтобы вынесли понимание о необходимости позаботиться о будущей старости: что делать и как комфортно жить. Несмотря на мнение, что это поколение беззаботное, живет сегодняшним днем, как раз-таки они задумываются над тем, что будет в будущем, этот вопрос их очень волнует.

Готовы ли школы к тому, чтобы ввести уроки финансовой грамотности в образовательные стандарты?

Я думаю, что, в принципе, готовы. Даже курсы по обучению финансовой грамотности педагогов, которые проводились, очень эффективны: там хорошо и коротко говорят обо всем, и школы, я считаю, готовы к такому предмету. Единственное что, как мне кажется, может быть проблемой – это выделение именно часов под дополнительный предмет: при нехватке времени материал будет даваться скомкано, и школьники могут его не до конца понять.

Какие учебные материалы используете на уроках? Есть ли игровые технологии?

Число рекомендованных учебных материалов постоянно расширяется. Например, Высшая школа экономики постоянно что-то новое добавляет, у них много практических материалов.

В целом, используем все возможные материалы: это и договоры, и примеры из реальных ситуаций. Дети очень любят, когда преподаватель свой пример рассказывает, причем не только какой-то хороший, но и негативный: скажем, здесь я поддался на уловку, а здесь нет. Например, я им рассказываю, что я читал договор страниц на 30, хотя менеджер ходил и всеми возможными способами поторапливал.

Здесь основные сложности вызывает обучение их навыку читать договоры. Потому что надо все-таки обладать очень высокой компетентностью, чтобы анализировать документы из разных сфер, нужна серьезная юридическая база.

учитель.jpg

Родители идут нам навстречу. Когда у них появляется время, они могут какие-то примеры подсказать, даже дать какой-то материал, который можно использовать, рассказать какие-то разные ситуации из практики, дать советы. Надеюсь, что в следующем году получится это делать эффективнее и активнее привлекать родителей. Потому что они являются специалистами в разных областях и могут развернуто ответить на какие-то вопросы.

Вопросы у школьников возникают, мы стараемся их фиксировать, чтобы потом на них получить ответы. Ученики нормально относятся к тому, что не на все вопросы ты можешь сразу ответить. Потом, когда даешь ответ, они видят, что этот вопрос не забывается и что преподаватель сам совершенствуется. Школьников это тоже подталкивает к дальнейшему развитию.

Мы пробуем проигрывать разные ситуации, например, прием на работу. То есть один ученик готовится как соискатель, а тот, кто изъявляет желание, например, в будущем заняться бизнесом, готовится стать работодателем. Подход к вопросу, разбор ситуаций, компетенций, которыми должен обладать соискатель, и так далее, - к этому подходим достаточно серьезно.

И в этом году хотим попробовать, во-первых, какую-то идею для бизнеса составить, пусть даже фантастическую. Здесь нет критериев, я выступаю в роли управляющего и не создаю какие-то рамки. Они могут придумать все, что захотят, например, добычу минералов на астроиде. Все это должно быть расписано: насколько сейчас это будет востребовано, насколько это технологически возможно. Затем формируют команду, где каждому прописывают роль, за которую он отвечает. Посмотрим, как завершится этот процесс.

Еще один проект в 2020 году запустили. Пробуем придумать то, что школьники могут реализовывать в рамках школы. Что-нибудь полезное для учеников, например, решение какой-то проблемы при подготовке к экзамену и варианты, как мы можем это монетизировать.

В каких мероприятиях принимают участие школьники вне учебной программы?

В основном, стараемся в олимпиадах принимать участие. Но, бывает и, скажем так, организации какие-то отрытые занятия проводят. Бываем на предприятиях, это, в основном, банки, страховые компании, Пенсионный фонд, ФСС. Ребята знакомятся с профессиями, понимают, что они получат, если решат ее выбрать.

Пытаемся самостоятельно реализовывать проекты внутри школы. Например, в прошлом году пробовали вывести школьную газету на самоокупаемость. Это немного не получилось из-за того, что у детей не было времени. Но это тоже результат: они поняли на практике, насколько это сложно и насколько трудно выбрать дополнительное время.

В основном это пока идет через родителей, потому что многие работают в разных сферах, и через них проще организовать встречу со специалистом в какой-то области.

В каком формате проходит взаимодействие с родителями? Что они говорят об уроках финансовой грамотности?

Большой процент родителей относится положительно к этим урокам: идут навстречу, активно принимают участие, например, в занятиях по теме семейного бюджета. Для них это положительный опыт, ведь дети узнают, что есть квартплата, сколько денег уходит на продукты, одежду. Потому что они не всегда видят эти траты, а тут они уже сами иногда составляют список покупок, решают, что им нужно. Даже такие небольшие продвижения - это и для родителей хорошо, и они относятся к этому положительно.

Финансовая грамотность у нас изучается в рамках элективного курса. Оценок мы не ставим, но есть два зачета, которые надо сдать и к которым нужно получать допуск. Поэтому, если ученик что-то пропустил или не выполнил задание, то ему, как в университете, нужно найти преподавателя и сдать долги и хвосты. Это тоже стимул уже для подготовки к университетской жизни.

Есть родители, которые не видят в таких занятиях большого смысла, но относятся к этому спокойно. Зато, когда ученик понимает, насколько это имеет отношение к реальной жизни, некоторые родители меняют свою точку зрения.



Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ
  • О проекте