Как научить детей финансовой грамотности через литературу? Рассказывает эксперт Проекта, генеральный директор ЗАО "ПАКК", экономист Вадим Финогенов. Ведущие "Вестей ФМ" – Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
ФИНОГЕНОВ: Два года назад у нас появилась идея провести проект в рамках большого проекта Министерства финансов, который сейчас проводится по повышению финансовой грамотности, с следующим названием "Учимся финансовой грамоте на успехах и ошибках литературных героев". Это не только литература, это и история, это и обществознание, это все, что, с одной стороны, изучается в школе, с другой стороны – то, что, нам кажется, в школе не изучается, потому что мы хотели посмотреть совершенно новым взглядом на этот материал – на русскую литературу – как на источник жизненного опыта, на поведение совершенно реальных людей. Не картонных персонажей, не выдуманных образов, а абсолютно реальных людей, которые живут своей сложной жизнью.
САТАНОВСКИЙ: Вопрос: кто учит? Приходит Минфин дружными рядами?
ФИНОГЕНОВ: Нет, учат наши учителя, и это основной был наш посыл, что мы не ломаем систему образования, мы не пытаемся сделать надстройку какую-то еще, перпендикулярную совсем, мы работаем с учениками и с учителями, то есть мы делаем это послание тем учителям, которые сегодня работают в школе. Потому что они все равно проводники того знания, того опыта, тех технологий, которые у нас в школе приняты. Но и этим учителям, и этим ученикам мы хотели показать в рамках нашего проекта совершенно новый взгляд на очень известные и привычные вещи.
САТАНОВСКИЙ: Старушка-процентщица, осторожно спросил я?
ФИНОГЕНОВ: Старушка-процентщица – это первое, что приходит в голову! Но я, например, хочу вам рассказать такую историю: известное произведение Александра Сергеевича Пушкина, которое изучается в средней школе, роман "Дубровский". Вот, вы меня спросите, какое он имеет отношение к финансовой грамотности?
САТАНОВСКИЙ: Слушайте, "Игрок" Достоевского – понимаю, а "Дубровский" – точно нет!
ФИНОГЕНОВ: Вы читаете роман "Дубровский", причем все читают про любовь, про приключения. Это был приключенческий роман, написанный по мотивам Вальтера Скотта. Пушкин, в общем, не скрывал, что он задумал приключенческо легкую вещь. Но когда вы начинаете читать этот роман, то начинается он, если вы помните, с ссоры двух помещиков: два помещика дружили, один из них был богат, знатен и был такой хозяин жизни, второй был бедным, но гордым и честным человеком. Вот, они дружили, потом поссорились, причем поссорились вдрызг! И дальше Александр Сергеевич Пушкин на двух с половиной страницах, притом что очень тоненькая книжка, приводит решение суда. Обычно это место школьники пролистывают.
САТАНОВСКИЙ: Берешь, пролистываешь, конечно!
ФИНОГЕНОВ: Совершенно правильно! И совершенно непонятно, зачем мастер русской литературы все это сделал! И он пишет одну ремарку: "Мы помещаем этот приговор, полагая, что всякому приятно будет увидеть один из способов, коим на Руси можем мы лишиться имения, на владение коим имеем неоспоримое право"...
Полностью слушайте в аудиоверсии.