Впервые за 25 лет развития национальной системы защиты прав потребителей у ее участников появился официальный документ, определяющий основные приоритеты госрегулирования на ближайшее десятилетие. Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года утверждена премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.
По словам Председателя Правительства России, появление долгосрочного документа – насущная необходимость. Дело в том, что закон о защите прав потребителей, действующий в России сегодня, был принят еще в 1990 годы и претерпел более 230 правок. Кроме того, отдельные его положения противоречат нормативным актам, принятым на протяжении этих лет в других сферах. Все это провоцирует случаи правонарушений и мошенничества.
Особое внимание в Стратегии уделено важным для здоровья людей аспектам: продуктам питания, медицине, фармацевтическим товарам, энергоснабжению, туристическим и коммунальным услугам - тому, что вызывает наибольшее количество вопросов, нареканий и по поводу чего потребители чаще всего обращаются за консультациями или судебной защитой.
Одной из принципиально новых процессуальных возможностей защиты прав и законных интересов групп потребителей должно стать внедрение процедуры рассмотрения в судах групповых исков. Кроме того, документ призван обеспечить защиту потребителей в сфере электронной торговли на одном уровне c другими формами торговли, в том числе при совершении покупок за границей или при получении услуг с помощью иностранных интернет-ресурсов.
Среди приоритетных направлений Стратегии: защита населения как потребителей; защита потребительских прав социально уязвимых групп населения; стимулирование моделей производства и сферы услуг, способных удовлетворить потребности и запросы потребителей; развитие рыночной конъюнктуры, обеспечивающей потребителям больший выбор при более низких ценах; содействие созданию и деятельности общественных объединений потребителей.
В ближайшие шесть месяцев Роспотребнадзор совместно с другими федеральными ведомствами займется подготовкой плана мероприятий по реализации Стратегии.