Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Партнерам Для СМИ
С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
МОИФИНАНСЫ.РФ
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

РБК ТВ: "Финансовая грамотность: школа научит"

РБК ТВ: "Финансовая грамотность: школа научит"
02 сентября 2016

В мире лишь один из трёх взрослых людей финансово грамотен. Миллиарды не понимают базовых понятий. Как распознать финансовую пирамиду? Какие инструменты могут принести доход больше, чем банковские вклады? Как инфляция влияет на доход? В российских школах с 1 сентября 2016 года введён урок финансовой грамотности. Как будут повышать уровень? Можно ли рассчитывать на экономический эффект от запуска такой программы? Готова ли школа говорить об экономике?

Эфир передачи: http://tv.rbc.ru/archive/levchenko/57c865639a7947628bb1227c

Ведущий: В эфире телеканала "РБК" Андрей Левченко, здравствуйте! В мире лишь один из трех взрослых людей финансово грамотный, миллиарды не понимают базовых понятий. Как распознать финансовую пирамиду, какие инструменты могут принести доход больше, чем банковские вклады, как инфляция влияет на доход? В российских школах с первого сентября 2016-го года введен урок финансовой грамотности. Как будут повышать уровень? Можно ли рассчитывать на экономический эффект от запуска такой программы, готова ли школа говорить об экономике? Об этом сегодня в программе. В студии Андрей Бокарев, директор Департамента международных финансовых отношений Министерства финансов России.  Андрей, приветствую вас!

АНДРЕЙ БОКАРЕВ: Добрый день!

В: Ну, и директор проекта содействия повышения уровня финансовой грамотности, руководитель, директор проекта... И Ирина Боганцева, директор частной школы "Европейская гимназия". - Ирина, добрый день!

ИРИНА БОГАНЦЕВА: Добрый день!

В: Спасибо, что пришли, пришли первого сентября. С утра, наверное, напряженный день, школа открылась. С каким настроением?

ИРИНА БОГАНЦЕВА: Очень счастливый день.

В: Очень счастливый день, да. Ну, и в нашей удаленной студии, в отеле "Арарат Парк Хайятт" Михаил Мамута, руководитель службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Центрального Банка Российской Федерации. И тоже тот человек, который активно участвует, как мне кажется, в стратегической программе по повышению финансовой грамотности. Ну, начну вот с чего, с кадров сегодняшнего дня. Новый министр образования побывала в городе Видном, да, вот эта школа, Ольга Васильева поприсутствовала на этой торжественной линейке, ну, и, страна, учителя, педагоги, наверное, внимательно следят за новым министром образования. И министр образования некоторые вещи произносит и очень важно теперь вот, ну, в начале программы хотелось бы понять куда мы будем двигаться. Я сейчас приведу цитату Ольги Васильевой: "Образование - не та сфера, которая требует преобразований. Здесь должны быть только поступательные движения. Я уже несколько раз говорила о том, что мы должны пересмотреть, мы должны оценить то, что было, мы должны взять лучшее и двигаться вперед". Ну, и, кстати говоря, про таких людей говорят "мягко стелют, жестко спать", уже позавчера шесть человек были уволены из Министерства образования, причем три зама, три руководителя департамента. Ну, не про кадровую политику, про образование. Ирина, если говорить о том, что было сделано, сколько вы уже школой руководите частной?

ИРИНА БОГАНЦЕВА: Вот этой школой - двадцать пятый год. Я ее создавала

В: Двадцать пять лет. Вот наше образование, наша система образования, качество образования, уровень образования, как изменились за эти двадцать пять лет?

ИРИНА БОГАНЦЕВА: Вы знаете, страна очень изменилась. В любой стране образование - это плоть от плоти той ситуации, которая в этой стране существует. И поэтому запрос возник на другое образование. Это запрос работодателей, это запрос многих передовых родителей, будем так говорить, и передовых педагогов, потому что они понимают истинные потребности ребенка, который будет жить не в сегодняшнем дне, а в послезавтрашнем. Мы должны подготовить его вот к этому послезавтрашнему дню.

В: Понятно, запросы есть, а система образования она соответствует вот этим запросам? Или это бег по кругу? Опять прозвучали слова, вернуть некоторые вести из советской системы образования, все как-то так немножко подустали от бесконечных реформ системы образования и науки.

ИРИНА БОГАНЦЕВА: Система, конечно, не полностью соответствует, и, я думаю, никогда не будет соответствовать полностью. Потому что да, она консервативна хотя бы уже потому, что это огромный такой корабль, который движется в море жизни, да, и вот так вот каким-то движением легким руки нельзя этот корабль вдруг раз - и развернуть в обратную сторону. Или даже вообще чуть-чуть подкорректировать, чтобы его курс, нужны годы. Понимаете, нужны годы, чтобы сигналы доходили и во что-то преобразовывались.

В: Хорошо. Возврат в советскую систему возможен или нет? Давайте так.

ИРИНА БОГАНЦЕВА: Он, во-первых, не нужен, во-вторых, он невозможен, и в-третьих, я думаю, Ольга Васильева его не планирует.

В: Я понял. Ну, а теперь к финансовой грамотности. Андрей, ну а с чего вообще возникла эта проблема, задача, у Минфина, у Центрального Банка - повысить финансовую грамотность, некоторую предысторию можно? Коротко.

АНДРЕЙ БОКАРЕВ: Проблеме финансовой грамотности или изучению проблемы финансовой грамотности в России уже, ну, порядка десяти лет, наверное, с российского председательства в "Группе восьми", которая приказала долго жить...

В: Ну, мало ли, может еще вернемся...

АНДРЕЙ БОКАРЕВ: Ну, все может быть, да, собственно это наше председательство российское в 2006-м году позволило Минфину России тогда затронуть эту тему и совершенно, отчасти где-то для нас неожиданно, она получила такую вот широкую поддержку и громкое звучание.

В: Ну, то есть надо повышать?

АНДРЕЙ БОКАРЕВ: И, оказалось, что это не только тема, которая интересна нам, она интересна многим очень партнерам, во многих странах и при этом мы не говорим о том, что это проблема для экономик среднего уровня развития, для развитых экономик или для развивающихся. То есть подавляющее большинство стран, независимо от уровня своего социально-экономического развития, сталкивается с проблемой финансовой грамотности.

В: Ну, давайте мы определимся с нашим местом в этой системе координат. Разные данные встречал, 2012-го года, организации экономического сотрудничества и развития, но решил привести данные рейтингового агентства "Standard and course", они опубликовали их в конце 2015-го, изучали в 2014-м. Уровень финансовой грамотности населения. И там много факторов, там несколько вопросов задавалось. На первое место Standard and course" ставит Данию, Норвегию, Швецию - 71 процент грамотного, финансово грамотного населения. Израиль, Канада - вторые, Великобритания - третьи, Германия, Нидерланды - четвертые. Россия - двадцать четвертое место, вместе с Белоруссией, Камеруном, Кенией, Сербией, Мадагаскаром - тридцать восемь процентов.

ИРИНА БОГАНЦЕВА: Ничего удивительного в этом нет, потому что сами рыночные отношения в нашей стране - это достаточно новое явление. И если в других странах, как вот в Дании, некоторую часть финансовых знаний ребенок получает буквально с молоком матери, то в нашей стране у матери просто нет такого молока. Она сама финансово глубоко может быть неграмотна, и поэтому, конечно, здесь, гораздо более актуален такой курс.

В: А вы что скажете, Андрей? Вот, может у вас другие данные?

АНДРЕЙ БОКАРЕВ: Нет, я полностью согласен с мнением коллеги, и более того, хотелось бы сказать, что безусловно мы знакомы и с этими данными, но мы предпочитаем оперировать некой другой информацией, в том числе данными, публикуемыми организацией экономического сотрудничества и развития, признанным лидером в области и вопросах финансовой грамотности.

В: И что там, какие у нас позиции?

АНДРЕЙ БОКАРЕВ: Последнее такое масштабное исследование, проводившееся среди целого ряда экономик и отдельных городов, выявило, что Россия находится в середине списка, то есть мы...

В: Кто рядом?

АНДРЕЙ БОКАРЕВ: ...находимся между США и Францией, в общем, с этой точки зрения далеко не самая такая плохая компания для нас. Что достаточно было неожиданным, это то, что с большим отрывом в этом рейтинге победил Шанхай, участвовавший как отдельный город, финансовый центр. И школьники Шанхая продемонстрировали уровень знаний где-то на треть превышающий уровень, показанный школьниками большинства других стран. То есть...

В: А чем это объяснялось, если говорить о Шанхае? Коротко.

АНДРЕЙ БОКАРЕВ: В данном случае здесь можно говорить о том, что именно вот мэрия Шанхая, администрация, уделяет большое внимание именно своему развитию, как финансового центра и речь идет не только о создании благоприятных условий для компаний, для инвестиций, но речь идет и о том, что они формируют фактически необходимую базу и выращивают тех людей, которые будут эту работу, этого финансового центра обеспечивать и будут являться ее составной частью.

В: А зачем? А конечная цель какая? В итоге-то посчитано... А давайте вот подключим к разговору Михаила Мамута. Михаил находится в нашей удаленной студии в отеле "Арарат Парк Хайятт", руководитель службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ РФ.

- Михаил, а вот чем определяется это желание повысить финансовую грамотность? Просто как бы дать информации гражданам? Или существуют какие-то конкретные цели, которые можно, так, цифрами показать, экономически ощутить?

МИХАИЛ МАМУТА: Андрей, добрый день, во-первых, очень интересная дискуссия. Сегодняшний мир он очень пропитан финансовыми технологиями, новыми финансовыми инструментами и финансовая грамотность - крайне важный фактор, может быть даже краеугольный фактор, обеспечения доверия граждан к финансовому рынку. Хорошая финансовая грамотность снижает риск выбора неправильного финансового инструмента. Риск того, что гражданин станет жертвой мошенников, повышает его шанс выбрать наилучшее положение на рынке. В конечном итоге повышается удовлетворенность самого гражданина, от использования финансового инструмента, так и устойчивость финансовой системы в целом. И в этом плане задача повышения финансовой грамотности она, во-первых, имеет как фундаментальный, так и абсолютно прикладной характер, а во-вторых, для нас она очень тесно связана с двумя смежными задачами. Это защита прав потребителей финансовой услуги и обеспечение или повышение уровня доступности финансовых услуг.

В: Ну, и что сделано, Михаил? Вот этот проект обучения - это совместно с Минфином или у вас как бы параллельные проекты идут - Банка России и Министерства финансов?

МИХАИЛ МАМУТА: Для Центрального Банка этот вопрос, вопрос повышения финансовой грамотности, один из приоритетных. Достаточно сказать, что в недавно принятом нашем стратегическом трехлетнем документе, основные направления развития финансовых рынков на шестнадцатый-восемнадцатый годы, он вынесен в число приоритетов верхнего уровня, потому что от этого зависит все остальное. Банк России по разным направлениям обеспечивает повышение уровня финансовой грамотности, одно из них, может быть самых значимых достижений, это совместно с Министерством образования и науки, запуск образовательного проекта, включения в программу среднего образования и базового образования, специальных разделов по финансовой грамотности, которые станут частью программы по обществознанию.

В: Вот, да!

МИХАИЛ МАМУТА: И уже с этого года, с этого года, дети начнут по этим программам массово учиться...

В: Да, Михаил, подвели нас как раз к этой теме очень важной, интересной. Спасибо! Это был Михаил Мамута, руководитель службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ РФ. Ну, вот книга передо мной - "Финансовая грамотность", расскажите, Андрей, где будут учить, кто будет учить, чему будут учить?

АНДРЕЙ БОКАРЕВ: В первую очередь хочу сказать, что действительно мы ведем совместную работу с коллегами из Центрального Банка, при этом, скажем так, мы не являемся какими-то прямыми конкурентами, а скорее речь идет о дополнении наших совместных усилий, и, безусловно, мы видим несколько возможных направлений развития, то есть, вот о чем сказал уже Михаил. То, что в те предметы, которые являются, входят в обязательную школьную программу, включаются постепенно определенные разделы, посвященные финансовой грамотности. Сейчас обсуждается новая концепция преподавания обществознания в школе, и соответственно, мы рассчитываем, что и аспект финансовой грамотности найдет в нем отражения. Материал вот, которые у вас на столе, это подготовленный, он своего рода уникальный, ни в одной стране мира такого курса нет. Это курс учебных материалов для учеников со второго по одиннадцатый класс, который ориентирован именно на поступательное освоение основ финансовой грамотности с учетом, естественно, возрастных особенностей. При этом, что на мой взгляд тоже немаловажно, помимо, непосредственно пособий для учеников, есть специальные пособия для родителей и также специальные методички, пособия для учителей, как преподавать этот предмет, на каких аспектах сделать правильный акцент. Еще один момент, безусловно...

В: Секунду. Не во всех регионах, да, по-моему...

АНДРЕЙ БОКАРЕВ: Сейчас пока речь идет о том, что вот по этим учебникам начинают учиться пилотные регионы, те регионы, которые являются непосредственными участниками нашего проекта, но это не означает, что мы ограничиваем доступ к этим материалам, они доступны в свободном пользовании, каждая школа, каждый регион может их активно использовать в своей...

В: Да, мы к вам вернемся еще, Андрей. Перед эфиром вдруг Ирина достает учебник, да, и говорит - мы по нему учимся с 2015-го, начали учиться в 2015-м. Как такое получилось? И почему вы решили? Я так понимаю, это было решение, условно говоря, личное, да?

ИРИНА БОГАНЦЕВА: Мое, да.

В: Собственное, и преподавать финансовую грамотность, и в принципе, вот что можно... Востребовано? Интересно или нет? Какие-то уже можно говорить результаты, изменения?

ИРИНА БОГАНЦЕВА: Ну, вы знаете, эта идея - она носится в воздухе, поэтому наш интерес он был давним, просто не было достаточно адекватных материалов. И мы преподавали курс экономики, начиная с пятого класса. Использовали для этого разные материалы, в том числе американскую программу "Junior achievement", ну, учитель хорошо знает английский и поэтому он просто для учеников какие-то материалы переводил. А, например, еще в пятом классе, давно, мы использовали книгу Григория Остера, которая называется "Тринадцать жадностей" - это такая повесть, в которой изложена вся вот работа экономической системы в виде, ну, сказки определенной. И как раз на уровне понимания детей пятого класса. Вот "Тринадцать жадностей" прочел с ребенком и он уже знает основы экономики.

В: Ну, это да. Здесь посерьезнее, я так полистал. Здесь знания есть.

ИРИНА БОГАНЦЕВА: Здесь посерьезнее, и я должна сказать, что, хотя, действительно, авторы попытались учесть особенности возрастные, но я решила, что те учебники, которые написаны для второго, третьего, четвертого класса, особенно для второго и третьего, там очень большой объем текстов, неподъемный для ученика второго класса, хотя и написано таким языком, да, этого возраста. Но проблематика и объем слишком велики. Поэтому мы взяли весь этот комплекс учебников и изучаем его с пятого по восьмой класс. И успеваем. Учебники для десятого и одиннадцатого класса мы не берем, потому что там у нас международная программа, в ней есть курсы экономики, менеджмента, бизнеса отдельно.

В: Ну, понятно, да. Андрей, ну то есть получается позитивный, положительный уже эффект, уже положительная оценка. А почему не во всех российских школах, я не могу понять, а некоторые регионы?

АНДРЕЙ БОКАРЕВ: Во-первых, мы говорим о том, что те продукты, которые создаются в рамках нашего проекта, они предлагаются в первую очередь регионам, участвующим в проекте, таких на данный момент десять. С другой стороны мы предлагаем в свободном доступе все материалы, которые мы создаем, для активного использования. И здесь уже вопрос, собственно, с точки зрения самих региональных властей и местных, и дирекций школ о принятии решения о том, чтобы такие материалы использовать. Безусловно, важным моментом является, скажем так, и тиражирование этих материалов. Сейчас мы как раз стараемся обеспечить запросы тех регионов, которые присоединились в дальнейшем и со стороны которых значительный спрос на эти учебные материалы.

В: Я понял. Мы предложили зрителям в твиттере ответить на вопрос "А вам хватает финансовых знаний для управления своими деньгами?" Вопросы любопытные. "Объем имеющейся денежной массы, которая и не масса вовсе, не дает в полной мере применять те самые знания" - то есть, знания есть, денег нет. "Традиционная русская проблема - горе от ума - знаний хватает, денег не особо", "Знаний хватает, денег не очень". Ну, то есть все умные, денег почему-то у людей нет.

ИРИНА БОГАНЦЕВА: Если такой умный, то почему ты такой бедный?

В: Ну, да...

ИРИНА БОГАНЦЕВА: Видимо, денег нет потому что все-таки финансовая грамотность не очень, а то денег-то было бы больше.

В: Ой, жалко этих людей нет в студии. "Денег не хватает постоянно, нечем управлять". "Хватает ли вам финансовых знаний?" - вот здесь очень хороший - "Нет, не хватает, смотрим "РБК", а все равно денег пока еще нет", "Да, не хватает, смотрим РБК...", "Нет, конечно". "Я думаю, девяносто девяти целым, 99,99 россиянам не хватает финансовой грамотности, ведь это большие знания и великий опыт". Ну, Андрей, я не думаю, что этим все будет ограничиваться? Дальнейшее движение Министерства финансов? А и кстати, у меня все время вопрос был, а почему вы, как глава департамента международных финансовых отношений, занялись проектом финансовой грамотности?

АНДРЕЙ БОКАРЕВ: Ну, получилось так, что мы, как вот международное направление Минфина, мы занялись изучением вот этого опыта на практике, как устроена подобного рода программа, система в других странах. Поскольку есть целые страны, которые уже больше двадцати лет реализуют подобного рода программы и учебные курсы у себя в странах. И в общем-то так исторически сложилось, что в общем-то лидерство оказалось за нами и, собственно, нам предоставили возможность эту программу на территории Российской Федерации реализовывать.

В: И неплохой пока результат. Что дальше? Коротко, меньше минуты.

АНДРЕЙ БОКАРЕВ: А дальше, безусловно, мы говорим о том, что школа - это очень важное направление работы, но у нас есть целый ряд курсов и программ для преподавания в высших учебных заведениях, причем речь идет о студентах не экономических вузов. И принципиально важно - это обучение на рабочих местах для взрослого населения, то есть для тех, кто уже не имеет возможности сесть за школьную парту.

В: Ну, понятно. Спасибо большое. А теперь главное, как писали зрители, финансовую грамотность повысим, теперь бы еще денег побольше заработать. В студии были - Ирина Боганцева, директор частной школы "Европейская гимназия". Ирина, еще раз с праздником! И Андрей Бокарев, директор Департамента международных финансовых отношений Министерства финансов Российской Федерации. Желаю вам удачи, до свидания!



Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ