Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Партнерам Для СМИ
С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
МОИФИНАНСЫ.РФ
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

Педагоги и финансисты обсудили перспективы внедрения уроков финансовой грамотности в новом учебном году

Педагоги и финансисты обсудили перспективы внедрения уроков финансовой грамотности в новом учебном году
31 августа 2017

Педагоги и представители Минфина на конференции в Томске обсудили необходимость внедрения финансового образования в школах.

Как отметила стратегический координатор проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности населения Анна Зеленцова, к финансовой дисциплине детей необходимо приучать как можно раньше. «Во время развития цифровых технологий возрастают риски при пользовании различными онлайн сервисами, онлайн платежами. И современные дети должны быть готовы к этому заранее», - пояснила А.Зеленцова. Поэтому, по ее мнению, необходимо внедрять элементы финграмотности в образовательную программу разных предметов, таких как математика, обществознание. «Конечно, обязательное образование является лучшим способом убедиться, что все учащиеся получают необходимые знания, однако это требует значительного времени и усилий», - уточнила она. В настоящий момент обязательное образование достаточно редкое явление и преобладает на сегодняшний день лишь в ряде стран.

«Наша задача – чтобы финансовая компетентность формировалась в процессе многократного повторения, закрепления по принципу от простого к сложному на основе практического применения знаний и умений, - рассказала заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования РФ Ирина Мануйлова, -  Мировой опыт показывает бесспорную необходимость осуществления этой работы и недопустимость замедлений в ее решении. Потому что чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее у них сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления, приобретения опыта финансовой самостоятельности». Также И. Мануйлова отметила, что к концу 2017 года планируется завершить работу, в ходе которой в таких предметах, как окружающий мир, обществознание, экономика, право, будут преподавать основы финансовой грамотности.

Как отметила в своем выступлении заместитель руководителя Центра социально-гуманитарного образования Института Стратегии образования Российской Академии образования, кандидат педагогических наук Елена Рутковская, исследование функциональной грамотности 15-летних школьников страны ОЭСР проводят уже давно. К ней традиционно относили математическую грамотность, естественнонаучную грамотность и читательскую грамотность. И только в 2012 году наряду с этими областями функциональной грамотности включается финансовая грамотность. По данным исследования PISA, уровень финансовой грамотности российских школьников превысил средний уровень 10 стран и экономик ОЭСР, участвовавших в исследовании. Россия поднялась с десятого места на четвертое.

Что касается включения материалов по финансовой грамотности в школьные предметы, Е. Рутковская обозначила: «Важно понимать, в каком контексте включать материалы в предметы, необходимо заинтересовать школьников в обучении. Занятия и курсы по выбору дают больше возможности заинтересовать детей, нежели обязательные предметы».

«Успешность освоения любой образовательной программы обусловлена не только тщательной проработкой содержательных аспектов, но и уровнем квалификации педагогов, выбором эффективных методов и технологий обучения, а также учебников и учебных пособий», - добавила И. Мануйлова. На XIII региональном фестивале педагогических идей и инновационных разработок, Региональный центр финансовой грамотности Томской области представил учебные пособия по финансовой грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России, а также собственные педагогические разработки РЦФГ. 17 учебно-методических комплектов включают в себя учебники, рабочие тетради для школьников, а также методические пособия для педагогов и родителей. Они разработаны для учеников со 2 по 11 классы. «Нам хотелось сделать комплексный продукт, очень много было дискуссий как это сделать, сколько часов изучать, как организовывать методический аппарат. Но хочется отметить, что те комплекты, где работали экономисты и методисты вместе, получились высокого уровня», - рассказала автор УМК по финансовой грамотности Екатерина Лавренова. Также было отмечено, что активно проходит чемпионат по финансовой грамотности на базе дополнительного образования: создаются клубы, разного рода кружки и секции. Проходят «финансовые бои» и «коммуникативные турниры. Сегодня мы рассматривает вопрос о проведении Всероссийского чемпионата по финаграмотности», - добавила Е.Лавренова.

Среди выступающих были региональные координаторы проекта повышения финансовой грамотности населения. Елена Вторина, заместитель начальника Департамента общего образования Томской области, отметила важность подхода прохождения учителями курсов квалификации начальной, основной и старшей школы, вне зависимости от предмета. Если такой возможности нет, важно чтобы учитель не был в одиночестве, в этом вопросе должен преобладать командный поход.

Пилотный выпуск детского журнала по финансовой грамотности был презентован в рамках конференции в Томске. Разработан также личный кабинет преподавателя, где в структурированной форме представлены материалы Цетнробанка, разработки Минфина России по финансовой грамотности, материалы из РАНХИГС и ВШЭ. Как отметила Е.Кузьмина, это некая площадка, сообщество для преподавателей, чтобы обмениваться информацией.

Надежда Крайсман, руководитель Представительства РЦФГ в Кожевниковском районе Томской области, директор МАОУ Кожевниковская СОШ №2, отметила, что собственно веденный элективный курс по финансовой грамотности для обучающихся 5-7 классов в школе, участие во Всероссийской неделе финансовой грамотности, олимпиады, викторины, встречи с экспертами помогают ребятам развивать свои навыки в вопросах финансовой грамотности. А благодаря частому участию в подобных мероприятиях, кожевниковские школьники стали самыми активными участниками в регионе.

Елена Чечнева, зам. директора МБОУ «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Федора Матвеевича Зинченко», рассказала что игра – важный подход по повышению финансовой грамотности у школьников. Эти игры организуются на сто и на тысячу человек в 8-11 классах.

Екатерина Мирицкая, педагог дополнительного образования, рассказала о Центре планирования карьеры, основная миссия которой профориентация детей: «Мы работаем с детьми из различных образовательных учреждений города и области. Помимо этого у нас есть центр «Солнечный» - круглогодичный загородный лагерь. Мы не только систематически в течение года можем проводить какие-то устные обучения по финграмотности для детей, но и, учитывая современные тенденции и тренды образования, мы можем проводить как разовые, так и сессионные мероприятия для обучающихся на городском или региональном уровне».



Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ