С 2016 года в России реализуется программа по повышению финансовой грамотности. В 2016—2017 годах 1000 педагогов Ставропольского края успешно прошли обучение в Северо-Кавказском межрегиональном методическом центре по повышению финансовой грамотности, функционирующем на базе Северо-Кавказского института РАНХиГС, после чего в образовательных организациях Ставрополья был введен предмет «финансовая грамотность».
В рамках постпрограммного сопровождения Северо-Кавказский ММЦ проводит образовательные мероприятия: семинары, конференции, открытые уроки по обмену опытом реализации программ повышения финансовой грамотности.
«Педагоги прошли обучение основам финансовой грамотности в нашем центре. Однако мы понимаем, что за 72 учебных часа учителю сложно стать полноценным финансистом. При внедрении урока по финансовой грамотности в образовательных организациях воспитателям необходима поддержка. Реализация программы в детских домах имеет свою специфику, в каждой группе обучается разновозрастная категория детей. Необходима уникальная методика и неравнодушие педагога, чтобы ребята заинтересовались. Такие встречи помогают педагогам обмениваться опытом реализации программы по финансовой грамотности с коллегами», — рассказала руководитель Северо-Кавказского ММЦ по финансовой грамотности Оксана Ступникова.
Воспитатели детского дома №20 «Надежда» используют разные формы занятий при обучении финансовой грамотности. Это игры, викторины, различные кейсы. Открытый урок был проведен в форме квест-игры.
По словам методиста ММЦ, эксперта Северо-Кавказского института РАНХиГС Нины Гукасовой, воспитанники детских домов - одна из самых уязвимых категорий в процессе обучения финансовой грамотности. Важна психологическая основа и комплексная адаптация детей к восприятию нового сложного материала, который включает теоретические и практические занятия.
Сначала ребята наблюдали, как приглашенные педагоги выполняли задания, затем помогали им и подсказывали верные решения. По мнению экспертов, такая методическая находка придала воспитанникам уверенность в собственных силах и способствовала развитию командного духа.
«Представленный урок стал примером того, как можно объединить методическую, педагогическую и организационную составляющую, сохранить прозрачность в подготовке к занятию, достигнуть поставленной цели»,- подчеркнула Нина Гукасова.
Команды участников были собраны по принципу «микса»: гостей мероприятия и воспитанников детского дома. Ребята быстро социализировались и почувствовали себя частью новой группы. Организаторы игры не акцентировали внимание на победителях и проигравших. При этом дали возможность каждой команде выбрать в импровизированном магазине памятные подарки на сумму заработанных баллов.
После урока была организована рефлексия, педагоги смогли поделиться своим опытом проведения подобных занятий и обсудить реализацию программы с преподавателем ММЦ Мадиной Бисакаевой и методистом ММЦ Ниной Гукасовой.