Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Партнерам Для СМИ
С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
МОИФИНАНСЫ.РФ
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

Обучение финансовой грамотности с ранних лет

Обучение финансовой грамотности с ранних лет
28 января 2020

Консультант проекта Минфина России по финансовой грамотности, эксперт Национального центра финансовой грамотности Ольга Грошева рассказала, как привить ребенку правильные финансовые привычки.

Какие самые продолжительные отношения бывают у человека?

Финансовые. Деньги сопровождают человека всю жизнь. Однако детей мы учим многому – как общаться, как любить, как быть здоровым, но как обращаться с деньгами – крайне редко. Важным шагом для того, чтобы дети выросли счастливыми, достигали целей в жизни, является умение управлять личными финансами. Для этого дети должны понимать принципы управления деньгами, и с детства применять это на практике, избегая ошибок в последующем, в том числе тех, которые совершали мы – родители.

Финансовая грамотность в мире принята таким же жизненным умением 21 века, как чтение, счет, письмо. Финансовая грамотность - это не про математику, это про окружающий мир. И мы обязаны погрузить в этот мир ребенка грамотно. Как же приучить детей к правильному управлению финансами?

Показываем элементарные (и понятные для детей) основы финансовой грамотности своим примером при планировании бюджета

• Тщательно планируем расходы.

• Составляем списки покупок и не покупаем лишнего.

• Ведем здоровый образ жизни, отказываемся от вредных привычек.

• Экономим на постоянных расходах по коммунальным платежам.

• Соблюдаем правила пользования бытовой техникой и продляем ее жизнь.

• Вместе обсуждаем большие покупки, общие планы и принимаем взвешенное решение.

• Не покупаем сезонные вещи в разгар сезона.

• Разумно ведем себя со сбережениями.

oy0l330-Aig.jpg

Посвятите ребенка в семейный бюджет

Первые разговоры о семейном бюджете можно начинать с 4 лет, когда ребенок уже в состоянии понять многие вещи. Это отличная возможность рассказать, что деньги достаются благодаря труду. Когда ребенок будет общаться с другими детьми, он может услышать неверные факты о деньгах, например, что стать богатым можно только, если воровать, или успешными становятся только удачливые. И эти утверждения могут оказать влияние на ваше чадо. Поэтому родителям важно заранее поставить у ребенка правильные установки, что деньги нужно зарабатывать честным трудом. Основные понятия закладываются именно в раннем детстве.

Объясните, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности, т.е. соотносим профессии и заработную плату. Разъясняйте ребенку суть вашего труда. К тому же информация о профессиях своих близких помогает ребенку узнать больше о собственной семье, укрепляет семейные узы.

Нужно объяснить, какие статьи расходов у вас есть, и что делаете с оставшейся частью денег. Важной составляющей воспитания ребенка является понимание того, что расходы делятся на потребности и желания: потребность — то, что нужно для выживания, а желание — то, что нам хотелось бы иметь.

Рассказать ребенку, что есть потребности и желания, которые мы можем удовлетворить бесплатно (прогулка на свежем воздухе, пробежка, купание в открытых водоемах), а есть те, за которые нужно заплатить, и их большинство (потребности – еда, дом, одежда, обувь; желание – украшения, гаджеты, кино, поездки в отпуск).

В сегодняшних условиях дети редко видят деньги в натуральном виде, банковская карта не дает представление им о количестве денег. Познакомьте ребенка с валютой. И покажите на примере дохода семьи, какие суммы уходят на те или иные нужды. Маленьким детям можно это объяснить на примере долек апельсина, деталей Лего, детям постарше рассказать в процентном соотношении.

Ни в коем случае родителям не стоит вовлекать ребенка в обсуждение финансовых проблем. Дети могут чувствовать вину за семейные финансы, что снизит их самооценку.

Осознанно делайте покупки с ребенком, определитесь с реакцией на «хочу» ребенка

Полезно использовать совместные походы в магазин как возможность для финансового воспитания. Хоть ребенок не может еще покупать товар самостоятельно, он уже способен выбирать. Объясняйте, почему вы берете то или иное количество товара, рассказывайте, почему из нескольких аналогичных товаров вы выбираете что-то одно, обсуждайте качество и стоимость, целесообразность покупки.

Старайтесь расплачиваться на кассе наличными деньгами — так ребенку легче понять тонкости их оборота: деньги заканчиваются, и их нужно зарабатывать снова.

Если на каждую просьбу ребенка что-то купить вы реагируете раздраженно, постоянно говорите, что не можете себе позволить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас, то у него сформируется мнение, что денег вечно не хватает и что они — самая большая ценность. А еще что иметь свои желания — это плохо.

Начинайте с согласия: детям важно знать, что их понимают и их потребности учитывают. Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его пожелание, к сожалению, не внесли. Попробуйте помочь ребенку найти варианты, чтобы воплотить в жизнь его мечту: попросить это в подарок на Новый год; откладывать; найти похожую вещь, но дешевле; продать что-то, чем не пользуешься. Ему должно быть понятно, почему предмет нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.

MAR15656.jpg

Карманные деньги должны быть у ребенка обязательно

Карманные деньги могут появиться в жизни ребенка уже в 5 – 7 лет. Пусть это будет небольшая сумма, которую вы сможете выдавать ему еженедельно, но обязательно регулярно (если родитель не выдал деньги в определенное время, или может забрать в другой момент, то ребенок не сможет понять, как управлять деньгами, не научится стратегии). Важно, чтобы этими деньгами он мог распоряжаться по собственному усмотрению. Вы можете что-то посоветовать, дать рекомендации, но окончательное решение должно быть за ребенком.

Карманные деньги – это не плата за хорошие оценки, примерное поведение, уборку комнаты. Это символ принадлежности к семье. Ребенок не должен их лишаться за какие-то проступки. Это элемент его личной свободы, и задача родителей – научить его этой свободой пользоваться.

Первые эксперименты с деньгами могут быть не совсем удачные, но постепенно ребенок научится распоряжаться средствами, считать сдачу, копить на важную покупку — он поймет, что деньги исчезают, и будет к ним относиться более осознанно.

Заведите традицию благодарности

Здорово, если в вашей семье приживется традиция благотворительности. Так ребенок учится сочувствовать и помогать другим людям. Вы можете всей семьей приехать в детский дом, дом престарелых или передать вещи нуждающейся семье, оказать помощь приюту для животных: ребенок будет рад, что в этом есть и его заслуга, и начнет воспринимать финансы по-другому.

Предложите ребенку определить, какую сумму из своих карманных денег в честь какого-либо праздника он готов потратить на благотворительность. Предложите добавить еще вдвое большую сумму из своего бюджета. Вместе определите, на что будут потрачены эти средства, и доведите замысел до реализации.

Дайте ребенку возможность зарабатывать первые деньги

Не превращайте помощь по дому, учебу в коммерческую цель (по принципу сделай-получи), иначе ребенок станет потребителем и эгоистом, снизится мотивация к знаниям, ухудшатся отношения. Поощрения должны быть умеренные: больше словом, чем деньгами.

Дети должны понимать, что у каждого в семье есть свои обязанности, что есть взаимопомощь и взаимовыручка. Поясните ребенку, что, выполняя свои функции в семье, он вносит вклад в семейный бюджет, сохраняя его. Например, бережно относится к одежде и обуви, чтобы она прослужила дольше и не требовалась покупать другую одежду из-за того, что она испортилась от неправильного обращения, или учиться осознанно, чтобы избежать лишних трат на репетиторов, а может, в дальнейшем на платное среднее или высшее образование. Чем не вариант зарабатывания денег?

Единственное, за что можно ребенку заплатить деньги, это выполнение тех услуг, которые вы отдаете на сторону, - например, вместо того, чтобы отвезти машину на автомойку, ребенок может помыть машину на даче, получив ту же сумму, которую вы бы отдали за сервис.

Обсудите с ребенком свой опыт, связанный с работой в детстве, с умением или неумением экономить, а также его влияние на вашу жизнь и независимость.

По мере взросления ребенка увеличиваются его потребности и желания. Вы не обязаны реализовывать все его желания, к тому же нашему чаду это может быть не всегда полезно, поэтому поощряйте желание ребенка самостоятельно зарабатывать деньги. Пара часов работы, которые не мешают ребенку учиться и выполнять обязанности по дому, дает понимание ценности денег и осознанное отношения к покупкам, учит определять свои желания и возможности, добиваться цели.

Что касается малышей, заведите им копилку и проговорите моменты о цели, вариантах пополнения. Обязательно емкость должна быть прозрачной для того, чтобы ребенок представлял процесс накопления. На новые игрушки и желаемые вещи можно аккумулировать средства, продав ненужные игрушки, например, через интернет. Опять же, поделитесь своим детским опытом по сбору и сдачи бутылок и бумаги.

В помощь родителям – книги, мультфильмы и игры

Обучайте детей финансовой грамотности в игровой форме по принципу «Финансы – это интересно и увлекательно».

Сейчас есть множество книг по использованию денег как для детей от 4 лет, так и для подростков, студентов. Например, «Откуда берутся деньги» (Елена Ульева), «Как научить ребенка обращаться с деньгами» (Джолайн Годфри), «Самый богатый человек в Вавилоне» (Джордж Клейсон), «Пёс по имени Мани или азбука денег» (Бодо Шефер), «Богатый папа, бедный папа для подростков» (Роберт Кийосаки).

Настольные игры рассматриваемой тематики – «Монополия для детей», «Время деньги счастье», «Денежный поток для детей», «Игра в жизнь».

Примеры мультфильмов по финансовому образованию – «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Уроки тетушки Совы», «Волшебный магазин».

Читайте, смотрите, обсуждайте рассматриваемые ситуации вместе с детьми.

Методы «Прошу помощи» и «Предлагаю взять в долг»

Подключайте ребенка ко взрослым финансовым отношениям. Мы можем попросить взаймы определенную сумму денег у ребенка, например, когда нет наличных, а нужно заплатить за определенную услугу, или купить продукты на рынке, а можно вообще разыграть ситуацию, что в этом месяце потребовались деньги на оплату незапланированной потребности. Тем самым формируем понимание того, что деньги могут понадобиться в любой момент и для данных случаев нужно формировать финансовый резерв.

Практикой «предлагаю взять в долг» мы показываем, как работает кредитование («берешь чужие, отдаешь свои»). Если ребенку понадобились дополнительные деньги вдобавок к накопленному, вы можете их выделить с условием, что деньги будут возвращаться за счет будущих доходов. Ребенок поймет суть кредита, когда сначала сиюминутно он порадуется покупке, но после этого несколько недель подряд будет получать не 100 рублей, а 65 рублей.

В статье кратко приведены основные моменты обучения ребенка, и даже если вы будете использовать часть советов, положительные сдвиги в обучении финансовой грамотности детей обязательно заметите. Не перекладывайте обучение ребенка на плечи детского сада, школы. Даже конституцией РФ закреплена ответственность родителя за воспитание и развитие своих детей. Занимайтесь с детьми, играйте с детьми.

Также не стоит сбрасывать со счетов обучение принципам обращения с деньгами детей, прибегая к помощи программ финансовой грамотности специальных детских центров или отдельных педагогов-коучей, которые профессионально занимаются обучением детей в виде игры.



Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ