Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Партнерам Для СМИ
С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
МОИФИНАНСЫ.РФ
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

Карманные деньги. Почему ребенок должен сам научиться их зарабатывать?

Карманные деньги. Почему ребенок должен сам научиться их зарабатывать?
25 декабря 2017

Как научить ребенка грамотным тратам, не избаловав его легкими деньгами и не причинив вред своей заботой? Заведующий кафедрой «Общая психология» Пензенского государственного университета Всеволод Константинов о правильной мотивации,инфантильных подростках и контроле как обратной стороне родительского страха.  

konstantinov.jpg

— Есть распространенное мнение о том, что у россиян — определенные проблемы, связанные с отношением к деньгам. Якобы это особенно заметно, если сравнивать со странами Запада. Так ли это и чем обусловлено?

— Давайте посмотрим. Если взять страны, находившиеся за пределами СССР, то там проблема финансовой грамотности, экономической социализации никогда остро не стояла,потому что там — своя специфика общества и капиталистических отношений. Естественно, подавляющему большинству было понятно, что чем раньше ребенок начинает понимать ценность тех средств, которые может заработать, тем родителям спокойнее за его будущее.

Но, как вы понимаете, в нашей стране с этим было все иначе. До середины 1980-х,идеологические установки в отношении к деньгам и потреблению, носили, мягко говоря, не очень позитивный характер, использовались термины типа «мещанство», «пережитки царизма» и тому подобное. Миллионы людей были ориентированы на коллективные цели, жили в надежде построить светлое будущее, где будет коммунизм и «проклятых денег совсем не будет». И вот эта проблема для постсоветских государств так неожиданно себя проявила. Культура формирования отношения к деньгам, их накоплению, потреблению, зарабатыванию — с этим у многих россиян есть определенные сложности.

Специфика отношений внутри семьи, конечно, имеет огромное значение. Однозначности в отношении к деньгам даже внутри одной семьи может не быть. Ребенок может наблюдать разные стратегии — условно говоря, бабушка говорит, что деньги — это зло, а папа с мамой на этой почве выясняют отношения и т. д. Это может быть конфликтогенно для личности в процессе ее формирования.

— Как вы считаете, с какого возраста целесообразно давать детям деньги на карманные расходы?

— Все зависит от того какое место в иерархии ценностей семьи занимают деньги. Какие-то основы финансовой грамотности закладываются уже на уровне детского сада, года в четыре. Они уже вполне органично формируются в сознании ребенка. Но,опять же, многое зависит от семьи. И часто все усилия по формированию личности в условиях того же детсада или школы нивелируются в условиях другого, более значимого института социализации — семьи.

На самом деле, очень неплохо все же давать возможность ребенку где-то заработать эти деньги. Не просто дать их и сказать: «Держи, пользуйся, я всегда буду давать тебе по 500 рублей в неделю, и сам думай, что с ними делать». Метафизика денег — это некий обмен (ресурсный, эмоциональный, физический и так далее) они просто так не появляются. Поэтому важно, чтобы это были некие отношения, папа и мама придумали варианты, как можно ребенку не просто дать денег, а сформировать систему их зарабатывания.

— Некоторые родители практикуют финансовую систему поощрения своего чада: к примеру, дают ребенку деньги за хорошие оценки в школе. Как вы считаете,правильно ли это?

— Денежная мотивация здесь — не всегда самая эффективная. Где-то это работает,но не удивляйтесь, если спустя какое-то время эта система, основанная исключительно на деньгах, перестанет быть результативной. Нужно продумать психологическую мотивацию, связанную с удовлетворением базовых личностных потребностей.

— А можно ли «наказывать» деньгами, то есть их отсутствием за какой-то проступок?

— Смотрите сами. Вот, например, есть подросток, личность которого интенсивно формируется, эмоциональная сфера не стабильна, существование наполнено конфликтами, у него и без того куча претензий к родителям, а тут еще и лишают чего-то. Это вызывает интенсивную депривацию[сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — прим. ред.]. Не трудно спрогнозировать обратный желаемому результат. Это очень серьезная проблема.

— Вы упомянули о том, что нужно давать возможность ребенку самому зарабатывать деньги. Почему это так важно?

— Действительно, есть варианты, которые можно и стоит поискать. Можно придумать какие-то алгоритмы. В пределах законодательства, естественно. Есть и летом вариант подработать, и в течение года. Это же возможность ребенку реально почувствовать свою ответственность за свою жизнь, в полном объеме принять ее, как это будет происходить спустя несколько лет. Для многих это может быть очень хорошим стартом. Когда ты понимаешь: «Я могу зарабатывать, я сам — центр своей жизни,я полноценен. И если мне надо будет, я не пропаду!». Это самоощущение может стать базой для последующего роста личности. Этот опыт без сомнения может быть более реален, чем какие-то тренинговые проекты, в которых ребенок может поучаствовать. Реальный опыт намного сложнее обесценить, чем какие-то продукты, которые ты не сам создавал.

— Сколько денег нужно давать детям? Есть некая формула, выведенная российскими экспертами и широко обсуждаемая: давать ребенку 10 рублей в неделю, умноженные на возраст. В частности, такой метод предлагает автор блога о личных финансах Евгения Обухова. Что вы об этом думаете?

— Какие 10 рублей?! На вес ребенка давайте еще попробуем умножать, разделим на количество членов семьи… Очень сомневаюсь. Я повторюсь — здесь все сугубо индивидуально. Надо понимать реальную ситуацию — в условиях, к примеру, не очень стабильной экономической ситуации, незанятости родителей ребенка, ведь это тоже имеет место.

И важно родителям понимать, что это большое и серьезное дело, когда вы ребенку даете шанс быть самостоятельным, пробовать себя в этой жизни, даете шанс занять в ней свое место. К сожалению, мы видим обратные вещи: про 20-летних парней говорят, что «он еще не готов работать, он же у нас еще ребенок» и так далее. И родители не замечают, как своей такой «заботой» причиняют вред. На мой взгляд,важно жать шанс ребенку научиться зарабатывать.

— То есть получение ребенком опыта в обращении с деньгами должно быть сопряжено с их зарабатыванием?

— Естественно. Все то, что даром дается, быстро обесценивается, это аксиома. Когда,условно говоря, вас куда-то бесплатно пригласили, у вас гораздо больше возможностей это обесценить, а когда вы заплатили честно заработанные деньги — отношение другое — факт

— Эта система работает для ребят постарше, но в 10−11 лет у детей ведь нет возможности самостоятельно зарабатывать — только если с родителями договариваться…

— Есть много вариантов. Это не повод для дискуссии, кто хочет — тот найдет возможность. Можно отдать ребенка в модельное агентство, можно дать денег за то,что он убрался дома, все индивидуально. Вот здесь все зависит от родителей.

— Как контролировать, куда ваш ребенок тратит деньги, и нужно ли это?

— Контроль — это про страхи. Если я что-то хочу контролировать, то у меня скорее всего проблемы с доверием и куча страхов. Чем больше осознанности у самих родителей, тем больше понимания того, что происходит. Если у человека нет ресурсов для доверия, а только страхи, то бесполезно что-то говорить ему и советовать. Это, простите, как мертвому припарка.

— Как научить ребенка грамотно тратить деньги? Как уберечь его от спонтанных трат?

— Это вопрос компетенций, которые формируются, в том числе, и на уровне системы образования. В школах вполне уместно проводить уроки финансовой грамотности. Вариантов — масса. На Западе есть даже детские банки, представляете. Существует возможность детям иметь свои вклады, распоряжаться деньгами и повышать свою финансовую грамотность. Речь идет именно о детях, они сами открывают счета и так далее.

— Эффективна ли игровая форма для формирования финансовой грамотности?

— Безусловно. Например, Семен Резник из ПГУАС [директор Института экономики и менеджмента, зав. кафедрой «Менеджмент» — прим. ред.] в свое время запустил проект такой академии в конце 90-х, сотни детей прошли через его занятия по развитию менеджерских качеств, формирования экономических компетенций. Но все равно все зависит, в первую очередь, от мамы с папой.

Источник: ИА "Пенза-Пресс"



Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ