Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Партнерам Для СМИ
С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
МОИФИНАНСЫ.РФ
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

Как не лишиться денег из-за финансовых мошенников

Как не лишиться денег из-за финансовых мошенников
01 февраля 2019

Мошенники перешли на принципиально новый уровень кражи средств россиян с банковских карт. Теперь они не просто наобум обзванивают граждан с надеждой поймать на свою удочку недостаточно финансово грамотных пользователей банковскими услугами, а применяют в своей деятельности инсайд из финорганизации и последние достижения техники. Методы мошенников стали настолько изощренными, что стать их жертвой могут даже опытные клиенты банков. Более того, эксперты предупреждают, что современные технологии.

В начале недели пользователи соцсети Facebook с удивлением узнали, что новая цель мошенников — финансово грамотные и продвинутые клиенты банков. На их удочку чуть не попалась пиар-директор концерна Калашников София Иванова, которая описала новый метод преступников на своей странице. «В прошлую пятницу у меня почти украли все деньги с карточки Сбербанк. Это было похоже на зомбирование цыганами, когда ты вроде умный человек, но совершаешь глупые действия под воздействием», — сообщила София.

Как она рассказала, звонок якобы из Сбербанка был совершен с короткого номера кредитной организации, на заднем фоне раздавались звуки, характерные для call-центра, «сотрудник» назвал практически все ее персональные данные. Единственное, что не знали мошенники, — кодовое слово, которое необходимо для совершения операций по телефону. Наверное, менее продвинутый пользователь банковских услуг ничуть не усомнился в подлинности звонка, да и сама София не сразу очнулась от «зомбирования». Ее спасло только то, что она вспомнила, что банки никогда не звонят сами, если дело касается проведения операций.

На следующий день тему развернула газета «КоммерсантЪ», корреспонденты которой выяснили, что описанные Софией Ивановой случай — далеко не единственный. Эксперты, опрошенные изданием, уверены, что без инсайда из банка (слишком большой объем информации преступники имели в своем распоряжении), а также использования новейших технических средств не обошлось. Так, есть вероятность, что звонок якобы из Сбербанка удалось совершить благодаря специальной программе.

«В магазине приложений есть приложение, через которое можно указать любой исходящий номер. Например, я могу позвонить как будто с номера вашего начальника или президента. Если вы по этому номеру перезвоните, то попадете реальному человеку. Такая возможность доступа обеспечивается подключением создателей приложения к шлюзу какого-то оператора в мире», — поясняет директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков.

В общем, технология давно известная и до сей поры активно использовалась только пранкерами, теперь до этого уровня доросли и мошенники. Более того, отмечает Владимир Зыков, есть и более сложные технические решения, которые позволяют замкнуть звонки с любого номера на станцию мошенников.

«Это такое специальное техническое устройство — пентасота, которая в какой-то степени напоминает базовую станцию. Пентасота встраивается в сеть оператора связи, и все звонки этого района проходят через нее. То есть можно и прослушивать звонки и перехватывать. Скажем, если человек будет звонить в Сбербанк по номеру 900, то попасть можете на мошенников», — предостерегает эксперт.

04e8253c-5031-48ca-8e83-ce9bb3d5b30c.jpg

Ощутить себя в ситуации незадачливого губернатора из фильма «День выборов» вряд ли можно назвать блестящей перспективой. Поэтому сразу можно дать совет. В случае проведения подозрительной трансакции лучше заблокировать карту и лично обратиться в кредитную организацию.

Развитие технологий, в том числе цифровых, это не только дополнительное удобство, но, безусловно, еще и вызов. Что говорить, когда современный смартфон превратился унифицированный личный кабинет и ускорил доступ к различным финансовым услугам. Но насколько рядовой потребитель может быть уверен, что новые способы защиты гарантируют его безопасность?

«С одной стороны, конечно, хорошо, когда личный телефон максимально защищен. С другой, не все пользователи готовы устанавливать на нем банковские приложения. Не будучи специалистом в информационных технологиях, поскольку не могут быть полностью уверены, что хакеры не смогу обойти пароли в случае, например, потери телефона», — рассказал заведующий лабораторией финансовой грамотности экономического факультета МГУ Ростислав Кокорев.

По словам эксперта, электронные продукты в целом сегодня защищены достаточно хорошо, мошенничество встречается на десятки тысяч трансакций. «Но все же очень обидно, когда обманывают именно тебя», — отметил он Ростислав Кокорев.

По его мнению, для борьбы с современным мошенничеством требуются не столько новые законы, сколько эффективное правоприменение, а также обеспечение должного уровня информационной безопасности со стороны самих финансовых организаций. Большая доля ответственности при этом лежит на самих потребителях финансовых услуг, которые должны проявлять бдительность с учетом возникающих рисков. Значение личной заботы о безопасности важна еще и с точки зрения возврата похищенных средств.

Как напомнил председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, нет ни малейшего шанса доказать, что вас ввели в заблуждение, если сами сообщили злоумышленникам «кодовое слово» по телефону.

«Кодовое слово и CVV-коды нельзя никому сообщать устно, а также вносить в онлайн формы на неизвестных сайтах. Вы можете называть слово, только когда сами звоните по телефону, указанному на карте», — предупредил он.

Лучшая форма защиты — информированность и осторожность

Советы экспертов можно поделить на несколько блоков. Первый — проявлять бдительность. Второй — максимально обезопасить свои устройства от использования сторонними лицами.

Бди!

• Не используйте в качестве кодового слова девичью фамилию матери. С высокой долей вероятности — это и ваша фамилия  
• Не устанавливайте один пин-код на все карты
• Банки никогда не звонят сами, чтобы уточнить детали по трансакции или сообщить вам о подозрениях, что ее совершили не вы. Если у банка есть какие-либо подозрения, то они блокируют операцию, информация об этом содержится в мобильном банке
• Никогда не перезваниваете, если с неизвестных номеров звонят или присылают сообщение, что по вашей карте проведена подозрительная операция. Если такое сообщение или звонок вам поступили, свяжитесь со службой безопасности банка-эмитента
• В случае подозрительной операции сразу блокируйте карту и обратитесь в банк. Лучше лично.
• Никому и никогда не сообщайте пин-код, кодовое слово, коды подтверждения операций, номер своей карты, CVV
• Не оставляйте кошелек с картами без присмотра
• Не вводите свои персональные данные на сайтах, в которых не уверены на 100%

Техника вопроса


• Скачивайте приложения только на официально подтвержденных ресурсах, предпочтительней производителей услуги

• Максимально защитите свое устройство, на котором установлен мобильный банк (или интернет-банк). Не ограничивайтесь паролем, воспользуйтесь функцией биометрического скана, если он есть

• Желательно иметь два номера телефона на двух устройствам, чтобы код подтверждения приходил на другое устройство. Если вирус будет на основном телефоне, то провести операции по большим суммам он не сможет, так как не сможет перехватить сообщение (если не используется пентасота)

Источник: News.ru





Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ