Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Партнерам Для СМИ
С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
МОИФИНАНСЫ.РФ
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

ФССП: в адрес коллекторов поступило более 5000 жалоб с начала 2017 года

ФССП: в адрес коллекторов поступило более 5000 жалоб с начала 2017 года
30 мая 2017

Более пяти тысяч жалоб на коллекторов поступило в Службу судебных приставов с начала 2017 года. Об этом сообщила и.о. начальника управления организации ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Анна Мещерякова на круглом столе: «Помогло ли законодательное ограничение снизить коллекторский произвол?», который проходил в рамках Проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности населения. Однако только 130 заявлений из общего количества признаны не обоснованными.

Агрессивные действия со стороны коллекторов, которые были зафиксированы в 2015-2016 годах, стали причиной разработки изменений и дополнений в законодательство, регулирующее вопросы взыскания долгов и привлечения для этой цели специализированных организаций. С 1 января вступил в силу новый закон, ограничивающий действия коллекторов.

Как отметила А.Мещерякова, теперь коллекторской деятельностью могут заниматься агентства, входящие в государственный реестр. На данный момент в него включено 121 юридическое лицо. По ее словам, все остальные взыскатели просроченной задолженности действуют нелегально, и их деятельность попадает под штрафные санкции: до 5000 рублей – в отношении физических лиц и до 2 млн рублей – в отношении юридических лиц. По данным ФССП, всего приставы составили 173 протокола о нарушениях прав граждан со стороны коллекторов, все они направлены в суд. На сегодняшний день судами рассмотрен 51 протокол, вынесены штрафы на сумму 1,67 миллионов рублей.

«Основные нарекания в адрес коллекторов касаются нарушения порядка взаимодействия, – пояснила А.Мещерякова. – Это превышение допустимого количества телефонных звонков. Законом установлено, что беспокоить звонками можно только один раз в сутки, два раза в неделю и восемь раз в месяц и только с 8.00 до 22.00 часов. Много жалоб на злоупотребления текстовыми и голосовыми сообщениями – более 3 в сутки, на то, что в разговоре взыскатели не называют кредитора, от имени которого они действуют. Много заявлений на противоправные действия «серых коллекторов». А.Мещерякова подчеркнула, что закон оставляет за должником право отказаться от взаимодействия с коллектором, но не ранее чем через 4 месяца с момента возникновения просрочки по кредиту.

Начальник Управления Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Сергей Колганов сообщил, что «в ЦБ РФ с момента создания профильной службы поступило около 3 300 заявлений от граждан в адрес коллекторов». По его мнению, правоприменительная практика позволит выявить недочеты в принятом законе, который регулирует не только коллекторскую деятельность, но и кредиторов. По его словам, важно больше внимания уделять взаимодействию банков и заемщиков, и искать возможности погашения долга на начальном этапе, используя рассрочки платежей, перекредитование.

Стратегический координатор Проекта Минфина России по финансовой грамотности Анна Зеленцова предложила создать открытую базу данных с жалобами на коллекторов. «Такая база позволила отслеживать наиболее типичные заявления граждан, – пояснила она. – На основании типичных примеров можно было бы разработать алгоритм реагирования для граждан».

Заместитель директора по маркетингу НБКИ Владимир Шикин назвал причины возникновения просрочек: «первая – отсутствие платежной дисциплины у некоторых граждан, вторая – отсутствие финансовой возможности выплачивать долг». По данным НБКИ, в России 6,5 млн человек испытывают трудности с обслуживанием кредита. «Кроме этого, есть потенциальные должники, у которых уже сейчас на выплату долга уходит более 60% дохода. С такой долговой нагрузкой живут около 3 млн человек», - заявил В.Шикин. Он обратил внимание, что качественное взыскание невозможно без доступа к кредитной истории. «Погасив долг коллектору заемщик должен быть уверен, что соответствующая запись внесена в кредитную историю», - подчеркнул эксперт.

По мнению и.о. начальника отдела регулирования банковской деятельности Департамента финансовой политики Минфина России Алексея Яковлева, необходимо повышать финансовую грамотность граждан, разъяснять все риски, связанные с кредитами, чтобы избегать возникновения просроченной задолженности. «Нужно системно подходить к решению проблемы с закредитованностью, включая повышение ответственности финансовых структур, которые выдают займы. Они должны внимательно оценивать платежеспособность граждан», - уверен А.Яковлев.

Член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов обозначил нерешенную в законодательстве проблему: до сих пор нет четкого понимания регламента действия правоохранительных органов . «Закон разделил рынок взысканий на тех, кто имеет на это право, и тех, кто нет. Граждан не так беспокоят звонки, как мелкое и злостное хулиганство со стороны серых коллекторов, и пока правоохранительные органы не могут оказать должную защиту нашим гражданам», - заключил В.Климов.

Участники круглого стола считают, что для серых коллекторов необходимо ужесточить наказание – вплоть до введения уголовной ответственности. 



Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ