Среди прочих видов мошенничества в последнее время особо остро встает проблема мисселинга – недобросовестной практики навязывания клиентам продукта без информирования о его характеристиках и особенностях.
Об этом «Финансовой газете» сообщил эксперт Национального центра финансовой грамотности, консультант проекта по повышению уровня финансовой грамотности вашифинансы.рф Виталий Вербицкий.
«Важно понимать, что мошенничество – это целая бизнес-индустрия, которая работает не в правовом поле. Но, как и любой бизнес, его ключевой целью является получение прибыли в долгосрочной перспективе. А их прибыль – это наши с вами деньги, которые мы, в отличие от них, заработали честным трудом», – указал эксперт.
По его мнению, во время паники и информационного шума люди нередко становятся легкой добычей, а потому сейчас мошенники действуют активнее.
Так, в последние недели злоумышленники рассылают много фейковых новостей и спама, где побуждают переходить по ссылкам на сайты или что-либо скачивать.
«Но сайты – фишинговые, а то, что нам предлагают скачать, заражает устройство вирусами. Это позволяет мошенникам либо сразу похитить наши деньги, либо получить персональную информацию, которую смогут использовать в этих целях позже», – отмечает Вербицкий.
По мнению специалиста, злоумышленники активно пополняют базы своих «клиентов», а потому их «заработок» не только сиюминутный, но и, как говорится, с «заделом на будущее», поскольку они еще долгое время будут обрабатывать людей, чьи персональные данные похитили.
«Нами манипулируют с помощью методов социальной инженерии, и основное взаимодействие происходит через звонки, СМС, электронную почту, социальные сети и мессенджеры. Атакуют со всех сторон. Также весьма вероятно активизируются и те мошенники, которые предлагают помощь в снятии кредитной нагрузки или заработок на сомнительных инвестиционных проектах», – указывает специалист.
Вербицкий призывает россиян сохранять ясный ум и критичность мышления, чтобы не стать жертвой или случайно не «слить» преступникам свою персональную информацию или других людей.
Из истории вопроса
Выделять мисселинг в отдельную категорию жалоб Центробанк стал лишь с прошлого года. А потому на данный момент возможно сделать оценку лишь по общему количеству случаев. Если же говорить о периоде финансового кризиса, проблема обостряется.
По данным Центробанка, в 2019 году более 92% жалоб пришлось на финансовые организации и страховые компании. В частности, 67,2% мисселинга было при продаже страховых услуг, в основном инвестиционного и накопительного страхования жизни, а еще 22,2% – произошло при продаже векселей, инвестиционных паев, услуг доверительного управления.
Получается, что почти 90% мисселинга происходит тогда, когда клиентам предлагают «более доходные» инструменты, нежели депозиты.
«Это объясняется тем, что у консультантов в финансовых организациях есть план продаж. И если они не выполнят его, то не получат премию», – отмечает Вербицкий.
Эксперт указывает, что у каждого из финансовых продуктов есть свои плюсы и минусы. И далеко не каждый инструмент может подойти для решения конкретных задач человека в зависимости от его личной ситуации.
«По сути, возникает конфликт интересов: консультант хочет получить премию, а человек – решить свою задачу. Поэтому единственное, что мы можем сделать, чтобы обезопасить себя от мисселинга, – это развивать собственную финансовую грамотность и не бояться задавать вопросы, когда нам что-то непонятно», – резюмирует эксперт Национального центра финансовой грамотности.
Источник: «Финансовая газета»