Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Для участников проекта Для СМИ

Денис Лозинг: мы планируем расширять не только географию, но и состав участников Всероссийского чемпионата по финграмотности

Денис Лозинг: мы планируем расширять не только географию, но и состав участников Всероссийского чемпионата по финграмотности
26 Марта 2020

Директор I Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности Денис Лозинг рассказал порталу вашифинансы.рф об особенностях проведения соревнований, интересе регионов и основных трудностях, с которыми сталкиваются участники.

В рамках Чемпионата прошли муниципальные и начались региональные этапы. Расскажите об основных итогах: сколько команд приняло участие в разных этапах?

Всё началось с предварительных или, как их называют, школьных этапов. Они проходили с сентября по декабрь 2019 года. В это же время шло обучение педагогов правилам проведения чемпионатов. И вот с их помощью, совместными усилиями, провели в школах и дворцах творчества более 500 чемпионатов. В них приняли участие почти 7 тысяч школьников. Потом из них были сформированы команды для участия в соревнованиях муниципального уровня. К настоящему моменту прошло 39 этапов Всероссийского чемпионата, в которых приняли участие почти 500 команд – около 3,5 тысяч человек. Ещё осталось 6 муниципальных этапов. Думаю, что общее количество участников будет около 3,5 – 4,5 тысяч.

Региональный этап в настоящее время прошёл в Кемеровской области, причём прошёл успешно и интересно. Теперь команда-победитель готовится к поездке на финал Всероссийского чемпионата.

На формирование каких ключевых знаний, навыков и установок в области финансовой грамотности направлен Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности?

В первую очередь, конечно, на усвоение основных вопросов финансовой грамотности. Если говорить про установки, то, как мы видим, подготовка к чемпионату, участие и непосредственно решение финансовых и коммуникативных задач и кейсов, формируют у школьников основополагающие принципы: «деньги любят счёт», необходимо планировать свои расходы и доходы. Дети учатся это делать. И уже скоро понимают, что деньги и другие финансовые продукты – это инструменты для достижения вполне конкретных финансовых целей. Они уже начинают думать: а что та или иная покупка даёт, можно ли обойтись без неё. И уже потом принимают решение.

Что касается знаний, то требуется серьёзный уровень подготовки для решения коммуникативных и финансовых задач и кейсов. Поэтому те школьники, которые принимают участие, особенно те, кто дойдёт до регионального или всероссийского этапа, получат широкий спектр знаний по финансовой грамотности: от таких простых вещей, как семейный бюджет и страхование, до сложных вопросов, связанных с инвестированием.

Считаем, что чемпионат позволяет учиться и педагогам: они прошли повышение квалификации по тем или иным программам. Есть программы и для сельских учителей, и для педагогов высшей школы, и для тех, кто работает в системе общего и среднего профессионального образования. Чемпионат поможет им дополнительно замотивировать детей и молодёжь, а школьникам и студентам позволит продемонстрировать свои знания.

Но главное, что школьники освоят модель обоснованного выбора, научатся ею пользоваться, и это станет основой их грамотного финансового поведения. Дальше они могут эти знания передавать своим сверстникам, родителям, и, чем больше будет количество участников чемпионата, тем лучше будет результат.

Какие знания получает участник чемпионата?

Он получает практические знания, которые ему пригодятся здесь и сейчас. Ведь у подростков уже есть карманные деньги, есть гаджеты, к которым прикреплены банковские карты, неважно какие, их собственные или карты родителей. Они уже сами совершают покупки. Они уже вступили в финансовые отношения. А чтобы не наделать ошибок и не попасться на уловки мошенников, им и понадобятся знания, которые дети получат в ходе чемпионата, а те навыки, которые отработают, они всегда смогут использовать себе во благо. Кроме того, знания по финансовой грамотности повышают самооценку и уверенность в себе – школьники уже сейчас начинают думать о том, какую работу выбрать, планируют расходы и крупные покупки. Главное, на что мы делаем упор – практические знания и умения.

DSC_0584.JPG

Как выглядит процесс подготовки команд к участию в финансовых и коммуникативных боях?

Процесс подготовки со стороны выглядит просто, но от участников он требует много сил. С одной стороны, команды должны подготовиться – решить предложенные им финансовые и коммуникативные кейсы и задачи. Участники могут делать это коллективно, могут индивидуально. Но важно не только найти решение, важно подготовить вопросы, которые помогут отобрать баллы у команды оппонентов. И вот это оказывается самым сложным.

Необходимо тренировать навыки публичного выступления, учиться задавать вопросы, рассуждать и так далее. Со своей стороны, мы всегда рекомендуем командные способы подготовки. Даже если вы поделили 20 финансовых задач на 7-8 человек, всё равно потом придётся их решать совместно в рамках финансовых боёв, придётся аргументированно защищать решение. То же самое касается и коммуникативных боёв. Поскольку это дискуссия, где необходимо реагировать на тезисы и аргументы оппонента, без репетиций и тренировки это сделать практически невозможно. Необходимо по заданным темам подготовиться: нужно подготовить аргументы по позициям «за» и «против», предусмотреть варианты контраргументов оппонентов. Всё это можно развить только в тренировочных боях. То есть, как и в любом другом виде соревнований необходим продолжительный тренировочный процесс.

В настоящее время из-за того, что чемпионат пилотный, задания выдаются участникам заранее, чтобы у них была возможность подготовиться и вникнуть, ведь для большинства это первые знания по финансовой грамотности. На самом финале мы будет пробовать ещё и так называемый блиц, когда у участников не будет возможности долго готовиться: они получат задания «здесь и сейчас» и по ним проведут эти финансовые и коммуникативные поединки. Поэкспериментируем.

Чемпионат развивает не только знания по финансовой грамотности. Большое внимание мы уделяем умению работать в команде, публично выступать, коммуницировать, задавать вопросы, то есть школьники в рамках чемпионата могут освоить универсальные учебные действия, что достаточно важно и интересно.

На региональном этапе в Кемеровской области было хорошо видно, что есть команды, которые владеют знаниями по финансовой грамотности, и могут умело использовать их в нужные моменты, а есть и те, кто этими знаниями владеет плохо, а потому читают по бумажке. Это не прибавляет баллов. Дискуссия же предполагает реакцию на то, что говорит ваш оппонент. И видно сразу, владеет человек финансовыми знаниями или нет.

Как вы оцениваете уровень подготовки школьников? Какие команды, по вашим наблюдениям, демонстрирует наивысшие результаты? От чего зависит успех?

Уровень подготовки школьников и их успех зависит непосредственно от их работы. Если они серьезно к этому отнеслись и готовились, то выступают успешно. А если специально не готовились, не тренировались, то они, как правило, проигрывают. Примеров много. У нас в Новороссийске семиклассники победили десятиклассников, в Томске была история, когда восьмиклассники обыграли десятиклассников. Хотя нам перед чемпионатом нам говорили, что старшеклассники победят более младших учеников. Но практика как раз показывает, что это не всегда так.

Вопрос именно в подготовке, ведь, если говорить, скажем, о математике, которая в финансовой грамотности, безусловно, нужна, то уровня шестого класса достаточно, чтобы начать разбираться в расчётах. А дальше необходимо углубляться в знания по финансовой грамотности, и вот здесь всё зависит от самих школьников и от их педагогов. Например, в Кемеровской области в региональном этапе победила команда дворца творчества Ижморского района. Не школы, а дворца творчества. И нужно понимать, что Ижморский район – это сельская территория. Но педагоги сумели подобрать заинтересованных школьников, организовали встречи с представителями местных банков и страховых компаний. Ученики фактически самостоятельно, только с помощью консультаций педагога, смогли серьёзно подготовиться. Поэтому, если дети заинтересованы, а учителя создают им условия, то есть возможность показать высокий уровень знаний. Если говорить про регионы, то, по большому счёту, уровень примерно одинаковый. Но точно мы это узнаем на финале Всероссийского чемпионата.

DSC_0352.JPG

По каким направлениям дети подготовлены лучше, а какие вызывают у них проблемы?

Не сказал бы, что у них какие-то темы вызывают проблемы. Трудности заключаются в другом: участники не имеют опыта публичных выступлений, не могут формулировать вопросы, вести дискуссию. У них серьёзные проблемы со стрессоустойчивостью, они не умеют работать в команде. Безусловно, есть школьники, которые в этом сильнее, но всё равно есть проблемы.

Что касается тем, то с каждым этапом есть усложнение: на школьном самые простые, на муниципальном чуть сложнее, самый сложный будет, соответственно, на всероссийском этапе. Те дети, которые проходят со школьного на муниципальный, а потом на региональный этап, повышают уровень знаний, потому что побеждают, а их заинтересованность и мотивация растут. И потом, когда подростки начинают понимать, что, например, темы семейного бюджета, вкладов, страхования – это актуальные для них темы прямо сейчас, то им хочется в них разобраться.

Посмотрим, что будет, когда у нас будут все темы открыты: например, тема инвестирования у нас откроется только в финале чемпионата. Тогда и будем делать выводы. Но опять же, я не думаю, что будут проблемы в темах, я думаю, что будут трудности в личностных и метапредметных компетенциях.

Какие у детей впечатления?

Впечатления у детей самые хорошие: в чемпионате участвуют самые мотивированные команды, поэтому тут нет проблем. Большинство сильно расстраивается, когда проигрывает, потому что соревнования достаточно азартные. У участников есть желание доказать, что они лучшие.

Проявляют ли регионы, не являющиеся участниками мероприятия, интерес к чемпионату?

Да, проявляют: у нас уже есть как устные, так и письменные заявки. Насколько нам известно, уже есть и обращения в министерство финансов. Многие задают вопросы, почему их не взяли. Но это пилотный чемпионат. Мы выбрали 15 регионов из числа тех, которые либо участвовали в предыдущих проектах, либо проявили наибольшую заинтересованность.

Планируется ли расширять географию чемпионата в будущем?

Мы планируем расширять не только географию, но и возрастной состав участников. И у нас есть предложения регионов проводить не только школьные чемпионаты, но и студенческие, причём и для вузов, и для организаций среднего профессионального образования. Уже сейчас много регионов, которые самостоятельно проводят подобные соревнования, используя нашу технологию. Педагоги прошли у нас обучение и уже сами проводят городские или даже региональные чемпионаты. Например, Алтайский край запланировал чемпионат среди средних специальных учебных заведений. Что касается вузов, то студенты уже сейчас принимают участие как организаторы школьных чемпионатов.

Стоит задача расширить не только географию, но и состав. Посмотрим, как это сделать технически, насколько это реально, но задача состоит в том, чтобы чемпионат стал действительно всероссийским. Ждем поддержки от региональных коллег и от министерства финансов РФ.



Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ
  • О проекте