Профессия «оператор call-центра» появилась в России лет 20 назад и довольно быстро стала массовой. Скорее всего, через 20 лет, а возможно, и гораздо раньше она почти полностью исчезнет, будет уничтожена очередным витком компьютерной революции. Весьма вероятно, что технологии распознавания речи и разработки в сфере искусственного интеллекта позволят машинам делать эту работу быстрее и лучше.
Экзотикой почти наверняка станут профессии водителя автомобиля и машиниста поезда. Самоуправляемые авто уже выходят на дороги, автоматические поезда давно есть во многих метрополитенах, а кассиров супермаркета уже заменяют терминалы самообслуживания.
Под угрозой сотни, если не тысячи профессий, привычные рабочие места сотен миллионов людей. Например, еще пару лет назад почти никто не мог предположить, что что-то угрожает рабочим местам нотариусов (весьма, кстати, высокооплачиваемым) – в их ремесле столетиями ничего не менялось. А потом как черт из табакерки выскочил термин «блокчейн»: оказалось, что алгоритмы шифрования могут сделать любой контракт цифровым, причем гораздо более надежным, чем все, что известно сейчас.
Никто, конечно, не знает, как будет выглядеть будущее. Нынешние тренды позволяют прогнозировать развитие технологий лишь на несколько лет вперед. Но и это позволяет сделать несколько выводов.
С точки зрения юношей и девушек, обдумывающих будущее, а также их родителей, все это означает пару простых вещей. Во-первых, надо учить математику и другие естественные науки. А во-вторых, надо стремиться быть среди лучших. 21 век обещает очень высокую конкуренцию и очень высокое неравенство. Лучшие будут получать все, остальные – прожиточный минимум.