В последние два-три года те или иные изменения в пенсионной системе провели почти все развитые страны. Отвечая на происходящие демографические изменения, все пытаются решить непростую задачу: как сохранить уровень пенсий и при этом обеспечить устойчивость пенсионных систем. Задачу усложняют последствия кризиса 2007–2009-ых годов: замедление темпов экономического роста и необходимость сокращения бюджетных расходов.
Самые популярные меры связаны с повышением пенсионного возраста. За исключением четырех стран ОЭСР, во всех остальных 20-летние граждане, начавшие работу в 2014 году, выйдут на пенсию не ранее 64 лет, а в Чехии, Ирландии и Великобритании – в 68 лет. Большинство реформ, помимо повышения возраста выхода на пенсию, направлены на продление периода трудовой жизни и другими способами:
Некоторые страны начали стимулировать участие в добровольных накопительных пенсионных схемах через налоговые вычеты, субсидии и кредиты, другие (например, Великобритания) сделали накопления обязательными. Словакия, напротив, обязательные накопления перевела в добровольный формат и ограничила возраст, в котором можно начинать копить: до 35 лет.
Самая непопулярная мера – сокращение номинального размера пенсий. Ограничивают выплаты в основном через индексацию: в Греции и Бельгии она заморожена, Чехия и Финляндия индексацию сократили, Словакия – зафиксировала на пять лет, в Люксембурге пенсию будут повышать, только если пенсионные доходы превысят расходы. Канада и Франция решили увеличить доходы за счет повышения взносов, а Финляндия ввела дополнительный налог с пенсий выше 45 000 евро.