С какого возраста начинать финансовое воспитание детей?
19.03.2020
Довольно часто тьюторы на родительских собраниях «Финансовое воспитание» слышат вопросы о том, давать ли карманные деньги детям, с какого возраста и какие суммы. Давайте поговорим об этом поподробнее.
Для начала определитесь, чего хотите вы:
1. Привить ребенку правильное отношение к деньгам,
2. Научить его бережно обращаться с денежными средствами,
3. Иметь возможность полностью контролировать его траты?
Если вы выбрали первый ответ, то начинать следует в 6-7 лет. Пусть даже ребенок еще не способен производить первые математические вычисления, соотносить цены покупки и количество денег у него в наличии, первые правильные шаги в теме финансов он уже готов совершить, и может сделать это с Вашей осторожной помощью. Деньги логичнее давать небольшими суммами накануне выходных, чтобы иметь возможность обсудить с ребенком, на что он хочет их потратить, в каком магазине, ну и сходить с ним вместе, чтобы помочь ему на первых порах сориентироваться в ценах и окончательной стоимости его первых покупок.
Если вы отправляетесь в магазин всей семьей, поговорите с малышом о продуктах, которые нужно купить. Покажите правильный пример: подготовьте список покупок и расскажите о том, что ваш бюджет ограничен. Хорошо будет, если вы доверите ребенку ответственное дело: класть продукты из списка в корзину. Пусть ваш маленький помощник понимает, что если товара нет в этом списке, он должен остаться на полке в магазине.
Если начинаете учить ребенка финансовой грамотности, то договаривайтесь об этом со всеми членами семьи. Зачастую, бабушки и дедушки в порыве любви к внукам «помогают» им купить все, что хочется, но так ребенок не научится ничему хорошему.
Вторая цель правильно и прочно взаимосвязана с первой. Однако тут придется отпустить ребенка в «свободное плавание» в мире финансов, ведь если он не совершит своих первых ошибок, то наш опыт бережного отношения в денежным средствам не будет воспринят в полном объеме. В возрасте 8-10 лет многие дети тратят деньги бездумно, на удовольствия, забывая о нужном: канцтовары для обучения, небольшие подарки родным и друзьям к праздникам и т.д. Да, на ошибках они учатся, но сначала вам нужно набраться терпения и некоторой храбрости и позволить им совершить эти ошибки с тем, чтобы потом иметь возможность предметно обсудить неправильные шаги и указать логичную модель поведения.
Правильно было бы установить определенный лимит трат. Этому приему необходимо следовать в семьях с любым достатком, даже в тех, где финансовые возможности неограниченны. Опять-таки, не забывайте и о том, что учить надо на своем примере, т.е. вы тоже должны быть образцом бережного отношения к финансам для своих детей.
Если же вас более всего интересует третий вопрос, то логичнее оформить ребенку 9-14 лет дебетовую карту, «привязанную» к карте родителей, так вы сможете контролировать его покупки и их объем. Но как быть в том случае, если ребенок снял наличность и потратил ее на свое усмотрение, не считая нужным отчитываться перед вами? Это вполне вероятно, т.к. это младший подростковый возраст, когда многие поступки совершаются спонтанно, под влиянием эмоций, которые и сам ребенок не вполне способен объяснить ни вам, ни себе.
В этом случае помогает предварительный разговор. Договоритесь с ним о том, в какой день вы будете выдавать ребенку деньги. Со временем он привыкнет планировать свои расходы. Важно не переносить этот день и не задерживать выдачу карманных денег.
Нет ничего плохого в том, что вы поинтересуйтесь у ребенка, на какие нужды он планирует тратить деньги: на развлечения, на проезд от дома до учебы, на всякие мелочи вроде прикольных ручек и тетрадей. Очень вероятно, что ребенок первое время будет бояться, что не сможет распорядиться деньгами как следует. Приободрите его, похвалите за правильные покупки.
Но помните, если вы начнете требовать с ребенка объяснений за каждую покупку, эксперимента не получится.
Пока вы видите, что денежные средства расходуются на «правильные» с вашей точки зрения вещи, постарайтесь не вмешиваться в его траты.
Через несколько месяцев эксперимента можно попробовать подвести итоги: спросите у ребенка, все ли ему нравится, на все ли ему хватает. Возможно, вы забыли о какой-нибудь важной трате (дне рождения его друга, поездки на соревнования), когда считали ежемесячную сумму — тогда есть смысл пересчитать количество карманных денег.
На родительских собраниях по финансовой грамотности мы не устаем говорить родителям о том, что «пока ребенок не вырос, у вас есть шанс воспитать в нем правильное отношение к деньгам».
Ольга Андреева - руководитель волгоградского регионального центра финансовой грамотности, консультант по образовательным мероприятиям в рамках реализации Программ по повышению финансовой грамотности на территории Волгоградской области.