Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Партнерам Для СМИ
С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
МОИФИНАНСЫ.РФ
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

Денис Лозинг: Наиболее эффективный воспитательный прием — это личный пример

Денис Лозинг

Денис Лозинг: Наиболее эффективный воспитательный прием — это личный пример

Согласно опросам аналитического центра Национального агентства финансовых исследований, у большинства подростков уже в возрасте от 14 до 17 лет (82 %) есть средства на карманные расходы, а половина тинейджеров пользуются электронными деньгами. Каждый второй имеет личный электронный кошелек (49 %), 42 % — банковскую карту, не привязанную к счету родителей. При этом 76 % опрошенных, у которых нет личной карты, хотели бы ее оформить.

Но насколько современная молодежь финансово грамотна для безопасного использования этих инструментов? Корреспондент портала Вашифинасы.рф посетил ВДЦ «Орленок», в котором в августе для 130 детей прошел образовательный курс по финансовой грамотности, и пообщался с одним из организаторов, руководителем направления «Дополнительное образование детей» АНО «Национальный центр финансовой грамотности» Денисом Лозингом. Эксперт рассказал, чем потребительское поведение современных школьников отличается от поведения взрослых, и каких ошибок могут избежать родители при финансовом воспитании подростков.

— На протяжении нескольких лет вы работаете с детьми по программе финансовой грамотности в рамках проекта Минфина России. Как вы оцениваете уровень финансовой образования современных подростков. Есть ли динамика?

— На самом деле часть тем, связанных с финансовой грамотностью, входит в курс экономики и обществознания — дисциплин, которые преподаются в школе. Но относительно недавно финансовая грамотность трансформировалась в самостоятельный предмет.

В целом дети не изменились. Среди них по-прежнему есть лидеры, которые достаточно активны и многим интересуются. Они с удовольствием вовлекаются в учебный процесс, стремятся к получению новых знаний и саморазвитию. Некоторые дети ничего не хотят делать. Есть и те, которые равнодушно относятся к учебе, но если их организовать, они будут участвовать в образовательном процессе.

Так что за 20 лет ситуация принципиально не поменялась. Однако изменилось процентное соотношение между детьми-лидерами и школьниками, которым ничего не интересно. По моим наблюдениям, последних стало больше. Нельзя назвать этих детей трудными, но они инертны, не могут себя организовать, не умеют работать в команде, у них слабые коммуникативные навыки. С такими школьниками надо специально заниматься.

Отмечу, что школьники проявляют больший интерес к финансовой грамотности, чем к другим дисциплинам. Ведь тема личных финансов им куда понятнее, например, макроэкономических показателей. Школьники охотно включаются в игру, связанную с финансовой грамотностью, или в обсуждение карманных расходов, потому что с этими вопросами они сталкиваются в реальной жизни.

Во время работы с детьми из районов Иркутской области, пострадавших от наводнения, мы видели, как они были замотивированы на получение знаний. И это понятно. Их родители в тот момент решали свои финансовые проблемы — кто самостоятельно, кто с помощью государства. Практикоориентированность финансовой грамотности позволяет добиться большей вовлеченности школьников в учебный процесс и в итоге помогает как преподавателям, так и детям.

— Опишите портрет финансово грамотного школьника 14–16 лет. Что подросток в этом возрасте уже должен знать о личных финансах?

— Во-первых, в 14–16 лет ребенок может подрабатывать и пользоваться банковскими услугами — вкладами, картами и т. д. Соответственно, школьник должен уметь грамотно владеть этими инструментами. Конечно, в этом возрасте ему совсем необязательно разбираться в вопросах инвестирования. Но он должен понимать, что такое банки, деньги, переводы, банкоматы, для чего они нужны.

Во-вторых, у детей в этом возрасте уже есть определенные потребности и финансовые цели. Соответственно, школьники должны уметь планировать свой бюджет, работать с информацией при совершении покупок. В идеале к 16 годам ребенку нужно научиться использовать модель обоснованного выбора при работе с финансовыми инструментами и продуктами, а также при формулировании и достижении своих целей. И это вполне реально. Если ребенок будет участвовать в специальных программах повышения уровня финансовой грамотности, в 16 лет он сможет формулировать свои финансовые цели, планировать свои доходы и расходы, зарабатывать, искать альтернативные родительской поддержке способы реализации своих потребностей. Раньше тема траты денег часто была табуирована в семье. Считалось, что ребенок должен сначала окончить школу, потом пойти в институт, затем найти работу и только после думать о личном бюджете. Сейчас все изменилось. У многих детей есть банковские карты, установлено приложение PayPal в смартфоне, но часто они тратят деньги безграмотно. Эта тема актуальна и для подростков, и для взрослых людей.

— Современные школьники— они инвесторы, накопители или потребители?

— В основном потребители. Причем потребители безграмотные: увидел — купил. Но есть дети, которые знают, чего хотят, откладывают деньги на свою цель. И мы хотим поддерживать и развивать эту тенденцию. Задача проекта — объяснить школьникам, что деньги — это инструмент, что надо уметь с ним работать, правильно им пользоваться. Если детям не будут рассказывать об этом ни в школе, ни дома, они в итоге окажутся в мире потребления, в котором их будут постоянно призывать тратить средства. Проект Минфина России в целом и наша работа в частности заключаются как раз в том, чтобы привить детям рациональное отношение к деньгам и научить их действовать грамотно.

— Желание зарабатывать деньги, жажда наживы у ребенка — это хорошо или плохо? Все-таки поколением, которое выросло в конце XX века, подобные целеустремления воспринимались скорее негативно.

— В процессе обучения мы моделируем жизненные ситуации. Во время игры дети сильно увлекаются, стремятся заработать. Они становятся азартными, перестают себя контролировать. Наша задача — донести до них, что зарабатывать можно только в рамках закона, определенных правил, не ради денег, а ради цели. Если эти принципы соблюдаются, то стремление к комфортной жизни, зарабатыванию денег в детском возрасте совершенно естественно. Конечно, и сейчас встречаются школьники, которым эта тема не по душе, но их немного.

— Каким основным финансовым рискам подвергаются современные дети?

— Это прежде всего риски, связанные с мошенничеством в Интернете. Дети постоянно находятся во взаимодействии с виртуальным миром. В их гаджетах много неконтролируемых подписок, через которые их могут обрабатывать не только назойливые легальные продавцы, но и мошенники. В этом смысле школьники, у которых есть мобильный Интернет в смартфоне, находятся в группе риска, как и пенсионеры, традиционно считающиеся наиболее лакомой добычей для финансовых аферистов. И если люди пожилого возраста рискуют офлайн, то дети подвержены опасностям в онлайн-среде.

— Какие действия родителей недопустимы в процессе финансового воспитания детей и, наоборот, что может служить правильными примерами?

— Наиболее эффективный воспитательный прием — это личный пример. Если родители ведут семейный бюджет, обсуждают его вместе с детьми, объясняют им мотивы своих трат или, напротив, экономии, то школьник усваивает азы финансовой грамотности. Без всяких нравоучений. Если родители не посвящают в эту тему ребенка, то, кроме отторжения и негатива к финансовой науке, у него ничего не сформируется. Неслучайно в учебно-методических комплектах для школьников, разработанных в рамках проекта Минфина России, есть материалы и для родителей. Эти издания делают процесс обучения азам финансовой грамотности по-настоящему увлекательным семейным занятием.

Убежден, что ни в коем случае нельзя вводить оплату за любой труд ребенка. Часто такие поощрения подаются под соусом финансового воспитания, но мы постоянно сталкиваемся с примерами, которые доказывают обратное.

Не так давно наши игротехники работали с одним классом. Учащиеся готовили подарки для родителей к 23 Февраля и 8 Марта. Но один мальчик, у которого в семье есть система финансового поощрения за оценки и работу по дому, не только отказался мастерить поделки для взрослых, но и призывал одноклассников последовать его примеру. Он убеждал, что на подарки нужно установить цену, потому что родители должны их купить.

На мой взгляд, если взрослые платят «зарплату» своему ребенку, велик риск превращения денег для него в самоцель. Задача родителей и педагогов — сформировать у детей отношение к деньгам как к инструменту достижения цели. Можно и нужно давать ребенку средства на карманные расходы, для того чтобы у него развивался навык финансового планирования. Когда ему исполнится 14 лет, стоит мотивировать его на подработку. Если же в семье между родителями и детьми устанавливаются товарно-денежные отношения, в основном это заканчивается плачевно. К финансовой грамотности и финансовому воспитанию это не имеет никакого отношения.

— Отличается ли потребительское поведение современных детей от поведения взрослых?

— Наши обучающие игры, в том числе кейс-игра «Азбука финансовой грамотности», достаточно показательны в этом плане. Во время тестирования перед такими занятиями большинство детей отвечают на вопросы финансово грамотно. Но в процессе игры школьники, как правило, действуют, руководствуясь не правильной теорией, а своими жизненными установками. В этом случае они практически всегда повторяют модель поведения своих родителей. Например, если в семье считают, что кредиты — это плохо, то и в игре ребенок будет всячески от них отказываться. И наоборот. Дети в плане финансового поведения — это маленькие клоны своих родителей. Поэтому мы работаем не только со школьниками, но и с их родителями.

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ