
Что нужно знать о коллекторах?
16.11.2018
Советы консультанта по образовательным мероприятиям в рамках реализации Программ по повышению финансовой грамотности на территории Волгоградской области Ольги Андреевой о том, как обезопасить себя от встреч с коллекторами.
В последний месяц в Региональный центр финансовой грамотности Волгоградской области (РЦФГ) обратилось несколько граждан с жалобами на действия сотрудников коллекторских агенств. Люди не знают, как они могут себя защитить в ответ на агрессивные действия коллекторов, которые любыми способами пытаются взыскать долги.
Чтобы обезопасить себя от встречи с коллекторами, не допускайте просрочек по кредиту. Сегодня со словом «коллектор» знакомы многие граждане России. Особый страх испытывают перед представителями этих организаций должники по кредитам. Заемщикам, которым приходилось иметь общение с взыскателями долга, интересен вопрос, какие права и полномочия есть у коллекторов.
Итак, коллекторы: кто эти люди? В России официально зарегистрирована деятельность коллекторских агентств — организаций, которые занимаются возвратом кредитных долгов. Банки, МФО передают им сведения о лицах, которые должны кредитной организации определенную сумму и не выплачивают средства в положенный договором срок.
Поэтому, чтобы обезопасить себя от встречи с коллекторами, не допускайте просрочек по кредиту. Обращаем ваше внимание на то, что заемщик, перед тем, как взять на себя кредитные обязательства – должен взвесить все «за» и «против» и внимательно изучить кредитный договор. Чтобы банк не передал долг представителям коллекторского агентства – следует своевременно платить по кредиту. Если же такое нарушение выплат по кредиту произошло – автоматически будет испорчена кредитная история.
Но если просрочка произошла, и ваш долг был передан коллекторскому агентству, то необходимо знать следующее:
1. Заработная плата у работников коллекторских агентств сдельная и находится в прямой зависимости от суммы долга, который они смогут вернуть в кредитную организацию после общения с заемщиком.
2. Законом оговаривается, что в обязанности коллектора входит: это сбор данных о неплательщике, его трудовой деятельности и составе семьи; беседа с кредитополучателем о долге и предупреждение его о предстоящих последствиях несвоевременного возврата денежных средств.
3. При отрицательном результате коллекторы могут связаться с близкими родственниками неплательщика, его коллегами и руководством для того, чтобы влиять на недобросовестного заемщика.
Запомните, что такие поступки незаконны, поэтому клиент банка имеет законное право начать бороться с нарушителями закона, обратившись за судебной защитой! Однако, как мы видим из обращений граждан в РЦФГ, на практике дело обстоит по-другому: коллекторы с угрозами и частыми звонками запугивают клиентов банков, совершают звонки на рабочее место и сообщают руководству и сотрудникам организации личные сведения о должниках, пишут краской в подъезде должника угрожающие надписи и т.д..
Что должен сделать должник, если к нему пожаловал взыскатель? Прежде, чем начать с ним беседу, кредитополучатель должен выяснить с кем он общается и убедиться, что перед ним стоит именно коллектор. Для этого лицо, которое пришло к кредитополучателю требовать возврат долга, должно сообщить должнику свои ФИО, назвать должность и название организации, интересы которой агент представляет.
Если представитель коллекторского агентства:
- общаясь с должником банка, не подтверждает свою должность, не представляет данных о себе;
- дерзко ведет беседу с заемщиком: обращается к нему на «ты» и по имени, обзывает оскорбительными и грубыми словами;
- совершает звонки ночью или ранним утром (22:00 – 06:00);
- разглашает конфиденциальные сведения посторонним лицам, к примеру, сотрудникам и руководству на работе (о размере долга, о сроках неуплаты долга и прочее),
- лично получает от неплательщика выплату долга материальными средствами или деньгами (платежи по кредиту могут осуществляться только банковскому учреждению);
- с помощью вымогательства и шантажа «выбивает» деньги у заемщика;
- обращается на работу к кредитополучателю и просит наказать работника;
- совершает звонки к близким родственникам и знакомым с угрозами;
- совершает звонки и шлет смс-сообщения неплательщику по несколько раз за день, то в действиях взыскателя есть нарушения законодательства РФ. Все перечисленные правонарушения уголовно наказуемы и могут грозить лишением свободы до 5 лет. Здесь не стоит забывать, что проявление любого хамства взыскателя к клиенту банка — станет фактом нарушения законодательных актов. Нарушение закона грозит штрафом от 50 до 500 тысяч рублей и приостановкой деятельности на 90 дней. Кроме того, не внесенным в специальный реестр коллекторским агентствам придется заплатить от 200 тысяч до 2 млн рублей.
Сейчас в Волгоградской области услуги по возвращению долгов граждан могут предоставлять 64 организации, внесенные в реестр. С начала года зарегистрировано одно коллекторское агентство, сообщил заместитель руководителя УФССП Станислав Бережной.