Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Для участников проекта Для СМИ

Можно ли лишать ребенка карманных денег?

Ольга Андреева

Можно ли лишать ребенка карманных денег?

Давайте поговорим об отношениях. О самых долгих отношениях  в вашей жизни: финансовых. Вы задумывались над тем, что они начинаются в 6-7 лет и заканчиваются только в последние дни вашего существования? Это самые долгие, сложные, порой радостные, порой болезненные отношения в вашей жизни!

Ребенок с самого раннего детства вовлекается в товарно-денежные отношения. Это проявляется и в ролевых играх, когда дети  в детском саду играют в «магазин», расплачиваясь фантиками, и в магазине, когда упрашивают взрослых купить очень нужную игрушку.

Примерно к  5 — 6 годам дети начинают понимать, откуда берутся деньги и что на них можно купить. В этот период  мы очень рекомендуем родителям рассказать своим чадам о структуре семейного бюджета: статьях дохода и расхода. Так вы сможете донести до них мысль о том, что  не все детские потребности должны быть удовлетворены. Задача родителей —  объяснить, сколько денег есть, что нужно купить, почему сейчас следует приобрести не игрушку, а другую вещь. Причем такие беседы лучше вести не в магазине, а дома. Посещая магазин,  приучайте ребенка планировать свои расходы и определяться со своими желаниями, для этого заранее  выделите ребенку определенную сумму карманных денег.  

Часто бывает так: родители с маленькими детьми заходят в магазин и говорят, что денег нет. Так формируется идея финансовой бедности. Если бюджет семьи позволяет выделить ребенку хотя бы совсем небольшую сумму денег на карманные расходы – это необходимо сделать.  Таким образом мы стимулируем развитие финансового мышления.

Недавно я консультировала  семейную пару, которая обеспокоена поведением сына 7 лет. Они практически полностью отказывают ребёнку в деньгах, не выдают карманных средств. Их мнение звучит так: «Зачем ему деньги? Накормлен, одет. Все равно потратит их неразумно». Но это привело к резко отрицательному результату: мальчик стал воровать деньги у родителей и одноклассников. Он, по примеру окружающих ребят, хотел быть частью финансовых отношений, но не имел возможности совершать небольшие покупки в школьном кафе и магазине по дороге домой. В результате действий родителей он начал чувствовать себя ущербным, а вскрывшееся воровство сделало его изгоем в классе.

Дело в том, что поступая в школу, ребёнок оказался в новой социальной среде с новыми правилами. Если в детском саду деньги были не нужны, то в школьном буфете они необходимы. И даже если в школе еду не продают за наличные, а выдают по талонам, всё равно будет хорошо, если в начале недели школьник получит какую-то сумму от родителей. На эти деньги он сможет купить шоколадку или положит их в копилку.

Родителям следует задуматься о том, что его сверстники распоряжаются карманными суммами, учатся нести ответственность за свои поступки и траты. Лишение ребенка карманных денег приведёт к печальному результату:  ребенок не научится обращаться с деньгами, планировать свои расходы, и, к сожалению, подвергается соблазну добычи «легких» денег на стороне.

Перед родителями стоит задача привить детям правильное и здоровое отношение к деньгам. Для этого необходимо обучать их на простых жизненных примерах, доверять распоряжаться собственными денежными средствами, и не надо бояться ненужных или неправильных трат, ведь именно на ошибках учатся.

Начинать формирование финансовой грамотности необходимо  в возрасте 6-7 лет.

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ
  • О проекте