Новости

Тьютор по финансовой грамотности – это звучит гордо!
17 Июля 2017

С 2014 года в Волгоградской области ведется обучение тьюторов по финансовой грамотности для взрослого населения. С 2016 года началось обучение педагогов школ и системы СПО, а также педагогов ВУЗов. В мае мы опросили тьюторов разных периодов обучения для того, чтобы понять, насколько изменилось благодаря новым навыкам их отношение к личным финансам, их поведение в отношении семейных финансов.  


Мы задали тьюторам 10 вопросов, основываясь на определении финансово грамотного человека, которое было дано в Национальной стратегии повышения финансовой грамотности, и получили 73 ответа. 

«После изучения курса финансовой грамотности начали ли вы вести учет своих доходов и расходов?» 

93% тьюторов, прошедших обучение, начали вести планомерный учет своих доходов и расходов. Хотя некоторые из опрошенных отмечают, что им «не всегда хватает исполнительности, регулярности и аккуратности». 

«Теперь вы составляете финансовый план на ближайший год?» 

82% опрошенных составляют финансовый план на ближайший период. К примеру, один из тьюторов пишет: «Составила только на ближайшие три месяца. Учусь придерживаться намеченного плана, не все получилось. Сейчас планирую следующие три месяца». Однако есть и те, кто на данный момент не считают необходимым делать это, таковых – 18% респондентов. 

«Изменилось ли ваше отношение к семейному бюджету?»
 
75% тьюторов после обучения изменили свое отношение к семейному бюджету. Причем 2% утверждают, что «кардинально». Так, они пишут о том, что отношение к семейному бюджету стало «более прагматичным и расчетливым», что они стали более продуманно планировать семейный бюджет. 

«Стали вы чаще обсуждать финансовые вопросы на семейном совете?» 

29% опрошенных не считают нужным обсуждать финансовые вопросы на семейном совете, тогда как 71% делают это постоянно. 
 
«Вы привлекаете к обсуждению семейного бюджета и планированию предстоящих покупок своих детей?» 

Этот вопрос не был сложным для уже состоявшихся родителей – 68 человек. 78% тьюторов с детьми привлекают подрастающее поколение к обсуждению семейного бюджета, «чтобы ребенок учился способности распределения финансовых потоков». У оставшихся дети уже взрослые и живут отдельно или наоборот дети еще слишком маленькие. 
 
«В каком возрасте нужно привлекать детей к обсуждению финансового положения семьи, как вы считаете?» 

Мнения участников опроса разделились. Большинство (63%) считают, что привлекать детей нужно уже в возрасте 5-7 лет, с того момента, как они начинают получать карманные деньги: «Родители ведь объясняют ребенку, почему могут или не могут купить ему ту или иную вещь. Это и есть правильное время привлечения к обсуждению», «Объяснять целесообразность покупки нужно начинать с того момента, как только ребенок первый раз сказал: «Хочу!»». 
В период начальной школы считают необходимым вместе обсуждать семейный бюджет 22% опрошенных: «С семи лет, с момента поступления в образовательное учреждение». Только 11% тьюторов проголосовали за то, чтобы привлекать к обсуждению финансового положения семьи детей в возрасте 11-17 лет.  

«Стали ли вы пользоваться услугами страхования после изучения этой темы на курсе "Финансовая грамотность"?» 

Этот вопрос вызвал наибольшее затруднение у наших тьюторов. Степень недоверия к услугам страховых компаний, к сожалению, все еще очень высока: 75% опрошенных не пользуются услугами страхования жизни и здоровья, покупая «только обязательное по закону страхование (ОСАГО)». Причем наибольший урон репутации системы наносит автострахование. Так, один из тьюторов поделился личным негативным примером: «Было КАСКО на автомобиль, стоило около 50 т.р. Наступил страховой случай, судились почти два года, по итогу исполнительный лист на руках, а компания банкрот. Денег не получила + оплата экспертиз и т.д. стоили мне около 50 т.р.». 
Тем не менее, четверть (25%) обученных тьюторов считают необходимым пользоваться услугами страховых компаний в повседневной жизни. Так, один из них пишет, что застраховал жизнь внука, другой – дом, еще один – квартиру. 

«Начали ли вы формировать финансовую подушку безопасности? Если нет, то планируете ли в ближайшее время?» 

62% опрошенных формируют финансовую подушку безопасности, при этом многие указывают, что «формировали, формируем и планируем продолжать в будущем». Каждый пятый (20,5%) в настоящий момент только планирует создать ее: «Теоретически знаю, как это нужно делать, практически планирую начать в ближайшем будущем». Хотя есть и тьюторы, считающие создание данной защиты семейного бюджета необязательным (19%). 

«Считаете ли вы финансовую грамотность новой информацией, которая изменила вашу жизнь к лучшему?» 

Большинство тьюторов (88%) отмечают, что полученная в ходе обучения информация стала для них полезной и нужной: «Преподаватели еще раз заострили внимание на теме финансовой грамотности, напомнили про финансовые инструменты», «Получила много полезной информации, которая, несомненно, пригодится мне в повседневной жизни, и, надеюсь, изменит ее к лучшему». Лишь 12% тьюторов не смогли получить для себя принципиально новых знаний. 

«Ваше мнение о необходимости внесения курса «Финансовая грамотность» для обязательного изучения в средней школе, колледжах и ВУЗах» 

В этом вопросе практически все опрошенные были единодушны: «Курс «Финансовая грамотность» необходим для изучения в средней школе, колледжах и ВУЗах», «Очень необходимо, чтобы подрастающее поколение было финансово грамотным», «Необходимо внести данный курс для обязательного изучения в средней школе».  
Большинство тьюторов (81%) убеждены, что необходимо внести данный предмет для обязательного изучения в школе: «Курс целесообразно вводить на всех ступенях образования с целью устойчивого осознания необходимости финансового планирования и грамотного обращения с деньгами, с финансовыми организациями в перспективе своего взросления». Еще 19% тьюторов полагают, что «курс необходим, так как он воспитывает финансовую защищённость», но преподавать его надо в рамках дополнительного образования. 

Подведем итоги. Для большинства волгоградских тьюторов повышение квалификации – дополнительный шаг на пути к собственной финансовой грамотности. Кто-то и раньше внимательно относился к деньгам, но многие благодаря программе смогли по-новому посмотреть на свои собственные финансы – стали вести учет, делать сбережения, застраховали имущество и т.д.  

Безусловно, собственный позитивный или негативный опыт играет важную роль в преподавании. Банкротства финансовых организаций, нарушение прав – от этого не защищен ни один даже самый финансово грамотный человек. В то же время тьютор, лично столкнувшийся с нарушением своих финансовых прав, сможет предостеречь других и рассказать о том, как можно себя защитить. Задача тьютора – делиться опытом и показывать населению пути улучшения материального благополучия и достижения финансовых целей. 



Все новости

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ
  • О проекте