Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Партнерам Для СМИ
С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
МОИФИНАНСЫ.РФ
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

Евгения Блискавка в гостях у Детского радио

Евгения Блискавка в гостях у Детского радио
25 апреля 2017

Друзья, добрый вечер!

В эфире программа «Только для взрослых» и я – ее ведущая – Наталья Белая. Сегодня я предлагаю нам с вами поговорить о финансовом воспитании – какие здоровые финансовые привычки формировать у ребенка, как обучить противостоять навязанным покупкам, как научить ответственно относиться ко всему, что связано с деньгами. Вопросов много, мы их сегодня обсудим с координатором Недели финансовой грамотности для детей и молодежи Евгенией Блискавкой, здравствуйте.

Е.Б.: Здравствуйте!

Ведущая: Финансовое воспитание только недавно выросло в отдельную задачу, мне кажется, раньше этому совсем не уделяли внимание. Зачем нужно объяснять ребенку про деньги и разные финансовые операции – понятно. Как объяснять ему и что именно воспитывать с детства – поговорим сегодня. Можно ли заложить успешное финансовое будущее ребенка уже сейчас, не в смысле заработать для него побольше денег и недвижимости, а заложить основу, чтобы он сам мог создавать накопления в будущем, правильно распоряжаться ими?

Е.Б.: Да, Наталья, можно и нужно обязательно именно в детстве. Как показывают многочисленные исследования, в 13 лет уже поздно, все привычки сформировались, будущие отношения с деньгами уже определены, во многом примером родителей. Ту информацию, которую он успел накопить к этому моменту своей жизни, дальше только редактировать можно.

Ведущая: Вовремя говорим об этом. Возраст детей наших слушателей – как раз от рождения лет до 12. А какая вообще ситуация с финансовой грамотностью среди детей и подростков? Воспитывает их кто-нибудь, что они знают от этом?

Е.Б.: Воспитывают их семьи, но к этому подключается школа и само общество. Не так радостно у нас с этим вопросом обстоят дела. По исследованию PISA, в 2012 году Россия участвовала наравне с 18-ю странами, у нас результаты очень средненькие, мы заняли 10-е место. Но если копнуть поглубже, мы видим статистику – наши дети очень плохо с контекстом справляются. Т.е. считают они классно – в школе научили, но если это в контексте жизненной задачи возникает, где нужно выбрать – помидоры купить маленькими по три или большими по пять, все – наши дети теряются. Как вы уже сказали, важно начинать с детского возраста, закладывать им какие-то привычки. Данные исследований международных, ОЭСД проводили, Child and Youth, в 132 странах проводится. Исследования доказывают, что чем раньше ребенок получает опыт движения к цели, сбережения, тем он комфортнее себя чувствует, когда он вступает во взрослую жизнь. Для него уже нет ничего пугающего, недостижимого в том, чтобы накопить на машину, телефон, компьютер, совершенно комфортно себя чувствуют. Даже запросто делают покупки в Интернете уже с младшего возраста, они не обязательно идут в магазины, не обязательно с родителями, а делают это самостоятельно, собственными картами, на которых лежат собственные средства. Мне кажется, что они очень вовлечены в этот процесс. Исследование было в 2012 году, а дети подросли, уже, может быть, больше образовались в этом вопросе.

Ведущая: Не лучше стала ситуация за последние годы?

Е.Б.: Вы знаете, АНФИ также не так давно проводило исследования, уже более актуальные – в 2015 году. Результаты были опубликованы, ничего категорично пока не изменилось, как вы справедливо сказали, наши дети гораздо более современны, чем мы. Для них не возникает сложности с оплатой волшебным способом в Интернете, у взрослых часто бывают затруднения. Финансовая грамотность – это не только про использование, это про способность ребенка определить важные финансовые цели, уметь себе отказать в чем-то маленьком ради чего-то большого, уметь потихоньку, маленькими, но уверенными шажками, двигаться к этой цели. Это про финансовую безопасность – уметь различать, уметь уличить мошеннические нападки, которым очень часто сейчас наши дети подвергаются, когда банк присылает смс-ку – «срочно, карта заблокирована, назовите данные, чтобы карту восстановить». Дети часто пугаются не только мошенников, а что родители ругать будут, решают сами разбираться. Это от закрытости какой-то, очень редко мы обсуждаем с детьми эти вопросы, как стоит поступить, какие бывают мошеннические операции. Дети часто выступают в роли первооткрывателей, но наживают не самый приятный опыт.

Ведущая: Конечно, формируется все это в семье и воспитывается родителям, но сами родители могут быть не очень подкованы в этих вопросах. Что вы предлагаете? Сейчас проходит Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, она проходит только в Москве или в разных городах?

Е.Б.: Неделя проходит уже третий раз, она проходит практически во всех городах. Если мы говорим про прошлый год, то участие приняли 1 млн детей из практически всех регионов России. Неделя предполагает несколько форматов участия. Очень многие школы, благодаря участию министерства образования, которое поддерживает нас и проинформировало школы о возможности проведения уроков, мы предоставили сценарий, по которому в школах будут идти уроки. В этом году мы пробуем интересный формат, где дети сами будут проводить уроки для детей. Старшеклассники будут делиться свои опытом, эту идею нам подсказали сами дети в рамках прошлой Недели. Был конкурс творческих работ, где ребята сказали, что им интереснее слушать своих сверстников, которые говорят с ними на одном языке, – это всегда получается веселее и познавательнее. Поэтому в этом году доступен будет и такой формат. Инициативные старшеклассники возьмут на себя роль наставников в вопросах финансовой грамотности.

Ведущая: Их кто-то подготовил или они сами в формате самостоятельно подготовленных проектов будут детям что-то рассказывать?

Е.Б.: Это проектная деятельность класса, учителя выступают наставниками. К команде присоединяются эксперты с рынка, это может быть вице-президент отделения банка, который знакомит ребят с деятельностью, с секретами, сложными правилами обращения с финансовыми продуктами, организацией бюджета. И сам класс, ребята помогают готовить презентацию, кто-то обеспечивают анимацию, такие микро-проекты. В рамках Недели есть игра «Мой план», которая является симулятором взрослой жизни, где тебе предстоит принять много важных решений, где купить что-то для хозяйства и семьи, как организовать жизнь – побыть в роли взрослого. Игра для ребят от 12 лет.

Ведущая: В этой игре можно принять участие вне школы?

Е.Б.: Да, конечно.

Ведущая: Мы говорим, что это могут быть как уроки в школе, если директор и родительский актив об этом заранее позаботились и пригласили к себе специалиста с выступлением, так и отдельные мероприятия. Где их можно посетить?

Е.Б.: На сайте вашифинансы.рф можно посмотреть программу мероприятий, которые доступны офлайн и онлайн. Где-то в рамках Недели будут проходить «Дни открытых дверей», где можно с экскурсией, ребятами, друзьями или с родителями посетить отделения банков, заглянуть в святая святых. Некоторые открывают банкоматы, показывают, что там за волшебство происходить, когда родитель командует на клавиатуре, в хранилище можно посмотреть. Поговорить и посмотреть, кто такие банкиры, которые обслуживают нашу ежедневную и регулярную потребность в расчетах и сбережениях.

Ведущая: Много площадок работает, это бесплатные мероприятия?

Е.Б.: Это бесплатные мероприятия, свободные от рекламы финансовых услуг, это просветительский проект. Все проходит в рамках проекта Минфина по повышению финансовой грамотности населения, все материалы и площадки предварительно проходили проверку и согласования, здесь можно быть абсолютно спокойным за качество того, что ребенок узнает и с чем будет взаимодействовать и соприкасаться.

Ведущая: Много интересного и родители, и дети узнают, что потом пригодится. Почему стоит об этом думать и мамам, и папам, и подросткам, и детям?

Е.Б.: Самое интересное и полезное – одна из ключевых целей Недель – основы и лайфхаки бережного потребления. У нас есть интересное исследование, дети из разных городов будут смотреть и соотносить стоимость молока. Будет контрольная закупка, будут смотреть, где покупать молоко выгодней для семьи. В большом гипермаркете, в магазине у дома, в супермаркете. С тем, чтобы посчитать, насколько экономия в простых вещах может обеспечить экономию бюджета семьи. В среднем семья выпивает два пакета молока в день, если дети маленькие. Это интересная история, которая вырастет во что-то значимое.

Ведущая: Экономия за года вообще ощутимая.

Е.Б.: И за год ощутимая, и не только за год. Это регулярное потребление в течение лет пяти. Вот считали с классом девчонки: «Ой, ну там 7–10 рублей – какой пустяк». А когда посчитали в 5 лет, то получилось «ой, это же диван можно купить». Вот из этого и состоит финансовая грамотность. Ребята в Ставрополе в школе презентовали проект, как они ресурсы берегли – ребенок следил за всеми, чтобы все выключали в семье свет, и смотрели, как это отразиться на бюджете. За водой следили – набежала очень приличная сумма. Ребенок выступил финансовым консультантом, помощником для своей семьи.

Ведущая: Если ребенок привык жить на широкую ногу, он уже не особо считает деньги, его так же воспитывают, для него сложно понимать, зачем это нужно делать и как?

Е.Б.: Мы сталкивались с такой проблемой – родители, организуя очень счастливое детство для детей, к сожалению, не оставляют им возможности для их желаний, для небольших финансовых целей, для радости движения к этой цели. Большая просьба к родителям – сесть и вспомнить, как это было здорово, когда ты сам дошел и купил себе какую-то вещь.

Иметь мечту – это прекрасно. Вы же потратили не на украшение себе, не на игрушку, а на подарок маме. Мне кажется, каждый может вспомнить такую историю из жизни, когда мы откладывали, нам выдавали деньги на обеды, а мы не тратили, а покупали что-то своим родителям. Это возможность открыть себя такое удовольствие, это возможность самовыражения. Если мама за тебя 20 лет решает, что ты хочешь – покушать, надеть, ну как ты будешь дальше в этой жизни взаимодействовать, двигаться к каким-то более серьезным задачам. Важно давать пространство ребенку, слушать его, ни в коем случае не ругать. Для нас 13-я машинка точно будет лишняя, но это же совсем другая машинка, совсем другое дело.

Ведущая: Не контролировать расходы ребенка – очень сложно, потому что мы-то знаем, как нужно распорядиться с деньгами, а он откуда знает.

Е.Б.: Здесь история не про контролировать, а про помогать, про разговаривать. Много ли мы разговариваем с нашими детьми о том, как бюджет наш строится? Практически никогда, стараемся ребенка всячески отгородить: вырастет, еще наработается, еще столкнется с этими сложностями. Эти истории выливаются в очень многие конфликтные ситуации в семье, часто ребенок не понимает, видя пример семьи с другим достатком, которая может позволить чуть больше свободы ребенку в финансовых тратах. Ребенок не понимает: «Ну что меня не любят?» Не понимает, почему там дают, а тут не дают, он же не понимает, что просто возможности разные у семьи. История про открытый диалог, про то, что ребенок понимает, как деньги приходят в бюджет, на что они расходуются, что в этих расходах учтены интересы каждого члена семьи. Хорошо, если эти истории заканчиваются психологическим дискомфортом ребенка, заставляет задуматься. Но в России есть очень много историй, когда ребенок в классе, и телефоны у всех крутые. Круче, чем у него. Родители, чтобы быть крутыми для своего ребенка, берут непосильный кредит на себя, лишь бы ребенку было комфортно. Какой урок вынесет ребенок?

Ведущая: Вы за то, чтобы посвящать ребенка в семейные доходы и расходы. Обсуждать с ним эту тему. С какого возраста можно?

Е.Б.: С 10–12 лет вполне комфортно, при этом ребенок чувствует себя очень важным и взрослым, он принимает участие в семейном совете, он может как-то влиять, вынести какие-то уроки для себя из того, как мама и папа распоряжаются деньгами.

Ведущая: Способ остановить бесконечное «купи-купи», ребенок будет понимать, сколько есть денег в семье, на что они расходуются, что без конца невозможно тратиться на мелочи или замахиваться на крупные покупки в больших количествах.

Е.Б.: Это не палочка-выручалока, «хочу-хочу, купи-купи» все равно будет. Но это постепенно снизит в вашем общении с ребенком такие вот неосознанные «хочу» и приведет в конструктивное русло, когда вы будете партнерами, он будет с вами советоваться. «Не контролировать карманные расходы» – нет, контролировать, но не говорить, что чего-то нельзя, а садиться и, когда вы начинаете планировать, выдавать ему деньги, говорить, что есть возможности теперь, но есть и ответственность, сопряженная. И разговаривайте с ним о том, на что можно тратить, слушайте его, смотрите, с чем он возвращается, анализируйте успехи, это не просто «дали и забыли». В конце недели или месяца, в зависимости от возраста ребенка, чем он старше, тем больше свободы мы ему даем, садимся и смотрим, подводим итоги: получилось ли на свою цель отложить или в долги влез, занял. Почему не получилось? И ребенок делает для себя выводы, он понимает, что он где-то соблазнился на ерунду – журнал купил, хотя мог бы у соседа Васи взять почитать, а не отложил на велосипед к лету, а теперь придется в два раза больше в следующую неделю отложить. Уроки финансовой жизни.

Ведущая: Не критиковать его, а вместе с ним все это обсуждать и таким образом и его обучать финансовому планированию, управлению деньгами.

Е.Б.: И самому учиться вместе с ним.

Ведущая: А с какого момента у ребенка могут и должны быть собственные деньги?

Е.Б.: Зависит от семьи, но из того, что мы видим сейчас, – в 7 лет им очень нравится. Есть объективные предпосылки – школьная столовая, незапланированные экскурсии, еще что-то. Деньги должны быть, а вот в каком объеме – зависит от семьи.

Ведущая: Что говорят специалисты – лучше ежедневно выдавать небольшие суммы или сразу на месяц/неделю, чтобы он учился распределять, управлять своими финансами?

Е.Б.: Финансовое воспитание – история, растущая вместе с ребенком. Начинать с очень маленьких сумм, даже накапливать лучше в стеклянной банке, а не на карточке, чтобы он увидел, как они приумножаются, чтобы он процесс наблюдал вместо с вами. По мере взросления ребенка, когда развивается абстрактное мышление, – это может быть график, табличка в Excel, приложение какое-то. Если мы говорим про ребенка в 7–8 лет, ну неделю максимум вытерпит, дальше внимание переключится. Чуть постарше, 10–12 лет, месяц – вполне нормально, дети ориентируются. И дальше уже по мере взросления. Чем старше, тем больше свободы. У меня дочери 12 лет, мы постепенно шли-шли, сейчас она в формате года сама планирует подарки для своих одноклассников – дружный класс, 30 детей, 30 подарков каждый год. Мы определяем сумму бюджета, приемлемую для нас. Она сама уже знает, что где-то можно найти что-нибудь в период распродаж, качество и объем будет больше, но цена на нее уложится в то, что у нее есть, начинает маневрировать.

Ведущая: Она из своих денег это оплачивает или из семейного бюджета? Она это имеет в виду и планирует?

Е.Б.: Мы выделяем из семейного бюджета. Она планирует, как и когда, готовится, ищет выгодные предложения.

Ведущая: Мне нравится идея с регулярностью выдачи денег, чтобы не ставить ребенка в положение, что он постоянно просит, и это происходит часто, нужд много – в кино сходить, подарок другу купить, что-то себе приобрести. Для того чтобы не ставить его в такое положение просящего, хорошо, когда он знает, когда эти деньги получить – раз в месяц, значит, жду раз в месяц.

Е.Б.: Как аналог зарплаты, да. С четко определенными условиями получения, с правилами на распоряжение, самый идеальный вариант, на мой взгляд, когда ребенок четко знает. Отсюда вырастает и планирование, и движение к целям. Важно не переборщить. Если это пособие назначите таким большим, что не останется возможности для хотения, то это будет не очень выгодно для семьи. Здесь должна остаться необходимость чуть-чуть в чем-то маленьком отказать, чтобы постепенно двигаться к чему-то большому. Это один из самых важных уроков, которые ребенок должен вынести из общения с бюджетом. Определяя сумму дотации, вы должны учитывать это.

Ведущий: Как научиться накапливать сложные суммы? Вы говорите о том, что она должна быть небольшой, чтобы ребенок учился маневрировать. Мы хотим, чтобы он чему именно научился?

Е.Б.: Чтобы он научился идти к большой и важной для него цели маленькими шажками, чтобы он понимал.

Ведущая: Чтобы он в чем-то отказывал, выбирая, где подешевле? Какие именно шаги, что можно ему подсказать?

Е.Б.: Первое, с чего стоит начинать, – поговорить с ребенком, разделить слона на кусочки. «Я хочу машинку», – говорит ребенок. А она стоит 1500 рублей, для него эта сумма фантастическая, огромная. Сесть и поговорить, если мы к этому в течение месяца идем, мы сейчас подождем, вот на сколько нужно будет поделить. Это простое деление. Фантастический эффект производит даже на взрослого – захотел он машину, например, и кажется, что очень много, а сесть на 3 года разделить, период какой-то комфортный, то получается...

Ведущая: 10% от зарплаты, которые не так и заметны.

Е.Б.: Которые по статистике расходятся «не знаю, куда». Сесть, посчитать, поэкспериментировать, а что будет, если это будет в режиме две недели. Найти шаг, посильный для бюджета. Чтобы он соотносил свои карманные деньги со стоимостью вот этой машинки, с этим шагом и нашел какой-то баланс, а дальше поддерживать его в пути, где-то подсказывать. Интересный пример – наши коллеги Child &Youth Finance активно открывают такие школьные банки, но есть такие и на базе семьи эксперименты, когда ребенку, стимулируя навык сбережения, мама с папой открывают МамаПапа банк. Можно хранить у себя в баночке или в столе, а можно сдать родителям в банк, а они будут проценты начислять. Знакомство с первичными инструментами. Здесь процесс интересный, дети уже зарабатывают деньги.

Ведущий: Практикуется такая история, что ребенку предлагается либо купить шоколадку, либо сейчас ограничить себя, а потом получить две. Ребенок это выбирает, потом можно это увеличивать. Таким образом дети учатся себя в чем-то ограничивать. Это как раз те дети, которые не привыкли к этому, у которых все «хочу» удовлетворяются и всегда все есть.

Е.Б.: Это как известный эксперимент с зефирками. Когда детям предлагали сейчас одну или – ты выйдешь, две. Потом спустя 40 лет следили за тем, как сложилась их жизнь. У тех, кто смог устоять, все замечательно в жизни складываться. Потому что это не только про финансы. Понятно, что сейчас для всего нужны деньги. В целом про умение двигаться к цели, не важно, финансовой или нефинансовой. Это хороший тренажер по жизни.

Ведущий: Это и про то, чтобы себя ограничивать. А хорошо ли это – всегда себя ограничивать? Ребенок же должен себя и побаловать, такие строгие ограничения – они и в депрессию могут ввести.

Е.Б.: Все хорошо в меру, мы не говорим, что надо посадить ребенка на хлеб и воду, чтобы он копил на пенсию. Вообще не об этом. Это история должна быть комфортной для семьи, должно оставаться место сумасбродными покупкам, если бы их не было, может быть, и жизнь наша не была такой радостной и столько удовольствия в ней было. Важно, чтобы за всем этим не терялась общая нить воспитания здоровых финансовых привычек. Сейчас же подарки дарят родители, бабушки, дедушки, родственники. Конвертики какие-то подарили – незапланированные деньги. Вот возможность развернуться. Интересно наблюдать за детьми за своими, делать какие-то выводы о том, а как они вообще себя с деньгами ведут. Кто из родителей уже присматривался? В 7–8 уже видно, он жадинка скопидомный – все в коробочку, ни грамма никому, или рубаха-парень – пойдет, всем раздаст и себе не оставит ничего. Важно видеть какие-то крайности и помогать ребенку чуть-чуть от них отходить. Вот такая линия здорового разумного поведения, когда есть место и удовольствиям, ну и ты можешь двигаться к тому, что для тебя важно.

Ведущий: Хочу про самых малышей спросить. Ведь первый вопрос, который задает ребенок, от которого будет зависеть, возможно, его отношение в будущем с деньгами, вся эта финансовая история. Он спрашивает, почему нельзя это купить, когда он хочет. Это может поставить в тупик. Какие ответы не годятся на эти вопросы?

Е.Б.: «Потому что» точно не годится. Про «нет денег» – нормальный ответ, если вы дальше объясните, почему, если это приведет к какому-то диалогу. Если вы расскажете ребенку, откуда они приходят, сколько денег зарабатываете, что они меняются на время, о том, сколько можно купить товаров на эти денежки, чтобы он мог соотносить масштаб. Мы проводили эксперименты – считали, сколько шоколадных яиц, например, можно купить за стоимость одной куклы. Соотносили разные товары с тем, чтобы формировалось общее представление о том, сколько денег в ту или иную вещь придется вложить для ее приобретения. Очень интересный опыт и для ребенка, и для родителей.

Ведущая: Мне кажется, это с детками постарше можно делать. А вот если совсем кроха спрашивает, то какой самый лучший ответ, чтобы начать у него формировать какие-то правильные представления? Понятно, что это какое-то объяснение. Но совсем маленький ребенок не воспринимает долгие нотации от нас, схемы и таблицы.

Е.Б.: Я думаю, тут нам помог бы Кот-Белобок, который специально разработан в рамках проекта Минфина для детишек в садике, где как раз в таком нежном возрасте Кот-Белобок помогает отвечать на вопросы, почему не купить, почему деньги на деревьях не растут, или «мама, зачем ты на работу ходишь, сиди со мной, зачем деньги нужны, лучше ты со мной будешь». Я, наверное, даже немножко в замешательстве. Коллеги в Волгограде разрабатывали и апробировали на базе большого количества детских садов вот этого героя, Кота, который с детьми в игровом формате проводит разговоры, где-то с элементами сказок, мудрость героев и сказок анализирует и смотрит, как бы они на что-то отвечали, где-то какие-то задания ребята выполняют.

Ведущая: Они тоже на финансовую грамотность направлены?

Е.Б.: Да, на нее тоже, но в таком очень простом и доступном в этом возрасте формате. Конечно, не обсуждают акции и кредиты, ничего такого. Очень простые вещи.

Ведущая: Еще есть неудобные вопросы, которые задают дети более старшего возраста, от ответа на которые точно зависят их будущие отношения с финансами: «Почему у нас постоянно нет денег?», «Почему вы так мало зарабатываете, у Миши семья богатая, а у нас – бедная?»

Е.Б.: Вы знаете, я за открытый диалог, с ребятами, с которыми родители обсуждают бюджет и источники поступления денег, кем мы работаем, сколько мы зарабатываем, на что мы тратим – такие провокационные вопросы редко возникают. Да, можно говорить о несправедливости мира, почему у нас учителя и врачи, которые важную миссию исполняют…

Ведущая: Это мы говорим о врачах и учителях, а ребенок говорит про соседа по парте или приятеля во дворе, у которого все есть, «а у меня ничего нет».

Е.Б.: Этот вопрос, он корнями откуда? От того, что я не знаю, как «у меня», очень часто я не понимаю, как устроен бюджет моей семьи, как складываются отношения с деньгами у моих родителей, почему они выбрали для себя ту или иную специальность. Часто здесь появляются какие-то дополнительные истории, когда ребенок может больше о своих родителях узнать, например, почему папа решил стать водителем троллейбуса. Уходить от диалога точно нельзя, или говорить, что так мир устроен и что мы живем вот так. Это история про внутреннее устройство в семье, о бюджете. Как оно есть.

Ведущий: Это часто может не зависеть от конкретной цифры. Богатые тоже разные, могут быть миллионерами, а могут иметь скромный достаток и не ощущать себя бедными.

Е.Б.: Ставили эксперименты и следили за семьями с разными достатком. Часто оказывается, что семьи с невысоким уровнем дохода, но с умением распоряжаться тем, что есть, могу себе позволить потихонечку, понемножечку, но гораздо больше, чем люди, которые привыкли жить на широкую ногу, у которых вместе с доходами очень широкий спектр расходов. Очень часто оказывается, что они еще и в кредитах, еще должны всем. Вот это про финграмотность, а не про общее количество, которое к тебе приходит. Про то, как ты умеешь распорядиться тем, что у тебя есть.

Ведущая: Давайте про умение распоряжаться и поговорим. Что именно вы доносите детям в своих программах, что, по вашему опыту, не знают родители, в чем не умеют правильно распоряжаются деньгами?

Е.Б.: Основное, с чем мы сталкиваемся, родители часто становятся жертвами финансовых ошибок. Мы привыкли брать кредиты. Идем брать кредит, а условия не сравниваем. Очень редко кто-то смотрит 2–3 варианта, чаще всего «коллега по работе пошел, ну и я возьму, там нормально». Или спонтанно взял. В итоге это приводит к существенным суммам переплат. Это как с молоком, 0,5%, казалось бы, пустяк, но когда ты кредит берешь на 3–5 лет и сумма, от которой ты берешь, весьма приличная, то это становится серьезным ударом по бюджету. А денег уже ниоткуда не возьмешь, заплатил за покупку в 2–3 раза дешевле, чем она стоила, вот бюджет твой и перебежал туда.

Ведущая: Одни называют кредит спасением для транжир, другие ставят диагноз «кредитование». Какую вы точку зрения разделяете?

Е.Б.: Мы диагнозы не ставим. Кредит – это не хорошо и не плохо. Вопрос, как ты используешь этот инструмент. Он посильный для твоего бюджета, он объективно необходим тебе? У нас же как кредит берут: «Я не могу себе машину позволить, не могу накопить на нее». Как в Германии машины покупают – 6 моих ежемесячных доходов, я умножил и посчитал, – вот посильный для меня автомобиль, вот такой и куплю. У нас же такого не бывает, у нас надо Ух! Машина так машина, на широкую ногу. Поэтому возникают истории, когда человек берет на себя бремя, с которым семья не способна справляться, начинается перекредитование, МФО, потому что уже не дают нормальные банки кредиты, долг растет, как снежный ком, потом оказывается, что машину надо страховать, ТО, резину менять, еще что-то, расходы растут и растут. В итоге это приводит к очень печальным последствиям для семьи. С накоплениями сложные отношения. Если мы смотрим на наших бабушек и дедушек, то у них так – «нас научили, что всегда должна быть нычечка-заначечка, кошелечек».

Ведущая: И у них, как правило, есть и на подарки внукам и на то, чтобы помочь детям.

Е.Б.: А у нас как-то хочется сегодня и сейчас.

Ведущая: Это общество потребления так повлияло на всех?

Е.Б.: Да, я думаю, да. Мы хотим сегодня и сейчас.

Ведущая: Детей надо обучить тому, что когда со всех сторон кричат, что надо что-то покупать, то это не повод бежать и покупать. И вообще нужно не навязанные извне желания осуществлять, а свои иметь.

Е.Б.: Это один из моментов, о которых мы говорим с ребятами. Основой тех уроков, которые мы проводим в школах, являются материалы, разработанные в рамках проекта Минфина, это большой учебно-методический комплекс со 2 по 11 класс, который прошел апробацию в школах, он на сайте вашифинансы.рф доступен, там есть отличная часть для родителей, которую ты можешь почитать и что-то на себя вынести. Мы начали с кредитов, то же с покупками – много рекламных ловушек, с каждым днем становится все больше. Как увидеть, где тобой манипулируют, как различать и противостоять – это одна из частей финграмотности. Про цели вы сказали, это важная часть тех уроков, которые мы с ребятами разбираем. Как определить, что она твоя, как ее поставить для себя, как рассчитать шаги к ней, как двигаться. Про мошенников, про финансовую безопасность, как не стать жертвой мошенников, как уличить их своевременно, что не надо делать, чтобы не подвергать себя риску какому-то.

Ведущая: Можете дать какие-то конкретные рекомендации родителям, как им обучить ребенка противостоять этим навязанным покупкам, не поддаваться на уловки маркетинга?

Е.Б.: Берете ребенка и идете вместе с ним в магазин, берете чек-лист, и у вас будет квест – вы будете искать, где вами манипулируют. Это превращается в интересное расследование, ребенок смотрит, где цена перечеркнута, выгодное супер-предложение, где 2 по цене 3, хотя вам одна нужна, и он себе фиксирует такие находочки интересные, которые его и окружают в ближайшем магазине, в который семья регулярно ходит. Голодным тоже не нужно ходить в магазин. Была смешная история – ребенок не пускал маму, чтобы она поела вначале, а потом уже в магазин. Мальчик – один из участников семинара, поэтому был подкованный. Интересный квест со списком – когда ты составляешь список покупок, ты точно знаешь, что тебе нужно. В большинстве случаев так получается, что все, что попадает сверху, обычно не самое нужное. Ребенок становится таким вот контролером списка вместе с вами. При этом предлагайте ему обращать внимание, например, с молоком – на полки повыше и полки пониже. Часто аналоги, чуть менее раскрученные, которые за расположение на полке заплатили чуть меньше, могут оказаться выгодным для семьи приобретением. Здесь сэкономленная разница может идти ребенку в качестве бонуса в его копилку, бюджет. Повышает мотивацию. Это и для семьи выгодная история, потому что мама раз сходила, два, три, и у нее новая привычка сформировалась – ходить со списком. Это тоже приводит в чувство бюджет. Ребенок для себя урок выносит и может подзаработать на смекалке своей.

Ведущая: А финансовые махинации в Интернете какие могут быть? О чем ребенка предупредить, что вместе посмотреть, чтобы он был осторожен?

Е.Б.: Вы знаете, они сейчас одни из самых распространенных. Дети, бывает, качают музыку, игры, еще что-то – часто стоит подписка на какие-то дополнительные сервисы платные, но ребенок этого не видит, качает, а галочка по умолчанию стоит. Дальше начинают деньги списываться, потому что чаще всего к телефону привязаны, ну или, не дай Бог, с карты банковской, еще и не своей, а родителей, – вот они и не понимают, куда по копеечке сумма значительная уходит. Очень распространены истории с мошенничеством –провокация на работу. У них в 12–13 лет просыпается жажда предпринимательства, им очень хочется чего-нибудь предпринимать, зарабатывать, чтобы свои деньги были. Здесь часто мошенники промышляют тем, что убеждают, что есть супер-работа, будешь суперпрограммистом, дизайнером одежды, еще кем-то, блогером известным, заплати сейчас 3000 рублей, и мы тебе пришлем специальный курс, он и будет частью поступления на работу. Нужно объяснить детям, что прежде чем ввязаться в какую-то историю, стоит посоветоваться с родителями. В социальных сетях очень распространена схема, когда пишут от имени друга, что дескать попал в беду, переведи деньги, вот номер карты или введи свой телефон и подтверди код, я тебе сниму деньги. Списывают реально у ребят деньги с телефона, еще и с карточкой бывает такое происходит. О таких вещах ребенка нужно предупреждать, чтобы они не попадали впросак. Карточки теряются часто, ребята не говорят родителям, бояться, что их ругать будут, еще «здорово», если пин-код прямо на карточке написан, чтобы ребенок не забыл. Поговорите с ним о том, что если он карточку потерял, то надо в первую очередь сообщить родителям, чтобы они эту карту заблокировали, потому что карточка для маленьких ребят привязана к карте родителей, и через нее мошенники могут спокойно получить доступ к основному счету, это уже не шутки.

Ведущая: То, что пин-код должен хранится отдельно от карты, – очень важно. Вы начали говорить о том, что дети хотят работать в довольно раннем возрасте сейчас и в Интернете в том числе. Какие возможности сейчас у школьника заработать-подработать в каникулы?

Е.Б.: Сложный вопрос, но мы с ним регулярно сталкивается, родители готовы поддержать, но таких возможностей безопасного и комфортного формата для ребенка не так много. Мамы смеялись, написали нам письмо, они с ребенком занимались по книжке, дошли до темы подработки. Ходила она и искала для ребенка варианты: отправь его с собакой гулять – вдруг собака покусает, отправишь его в магазин подработать, что-нибудь для соседей с деньгами – может, его ограбят, или соседи осудят, что мол мог бы для бабушки и бесплатно сходить. Какие бы варианты ни перебирали, везде получается, что мама должна ходить по пятам, стоять щитом, чтобы ограждать ребенка. В целом на базе детских лагерей в школах – они цветочки сажают, например, как небольшая подработка, это небольшая по времени занятость, понятно, что не большие деньги, но первый опыт. Отлично, если есть возможность взять себе на работу, что-нибудь с бумажками поделать. У меня дочь просила, я ее увидела по-новому для себя, когда год назад она приходила к нам и девочке-администратору нужно было обзванивать клиентов, она бывает робеет и стесняется, а тут стеснение пропало, она стала звонить взрослым людям, все в список записывать. Для нее это такое удовольствие. По-настоящему приносила пользу, я бы, наверное, поискала, если есть возможность, то своего ребенка куда-то к себе, чтобы краем глазом присматривать.

Ведущая: Мы знаем компанию, руководство, знаем, в каких условиях ребенок будет работать.

Е.Б.: И атмосферу сразу разряжает, все сразу взбодрились, улыбаются больше, такой вот член коллектива прекрасный появляется. В Интернете ребята тоже зарабатывают, блогеры какие-то помогают, посты, кто-то каналы свои открывает, там можно рекламировать какие-то детские товары. Тут важно, чтобы это было совместно с родителями, чтобы родитель, если уж он согласен, выступал партнером, поддерживал, контролировал легитимность предложений, которые ребенку поступают, был неким фильтром.

Ведущая: Я знаю, что в некоторых городах работает молодежная биржа труда. Знаю, что в Санкт-Петербурге работают, знаю девочек, которые приходят на биржу весной и на лето могут выбирать себе работу – в библиотеке, детском садике. Несложная, посильная работа, небольшие деньги, но есть выбор у ребенка. Правда мало городов, в которых это работает. В Москве точно этого не было, не известно, получится ли найти подработку или нет. Как в других городах обстоят дела? У вас нет информации?

Е.Б.: Вы знаете, нет, не сталкивались. Ну, кто ищет, тот всегда найдет.

Ведущая: Что делать, если не получается привести себе на работу, куда обращаться родителю или подростку, где эту информацию можно найти?

Е.Б.: Интернет нам в помощь, там все сейчас можно найти. Вопрос – уметь читать эту информацию. Есть, наверняка, молодежные организации, ISIC, например, студенческий союз молодежи – обычно они являются провайдерами этой информации. Вполне можно там поискать. Я думала мы про деток помладше говорим, потому что, если они уже подростки, то им можно представить право выбирать, искать, проявлять инициативу, не искать за них. Если деточке уже в 16–18 лет, то это взрослый человек.

Ведущая: Я говорю про детей 12–14 лет.

Е.Б.: Это отлично.

Ведущая: Вы написали книгу «Дети и деньги». Очень много книг с подобным названием, но ваша для детей оказывается.

Е.Б.: Вы знаете, она для детей и родителей.

Ведущая: Там такие задания игровые.

Е.Б.: Она ориентирована на то, что мы с вами обсуждали, – совместно в магазин пойти, контрольные закупки сделать, ловушки рекламные отследить, найти. Это такая все-таки совместная деятельность родителей и ребенка. Есть тексты, которые ребенок может почитать, а родитель может предложить их обсудить, поговорить об том, как он это понимает.

Ведущая: Она для деток какого возраста?

Е.Б.: Ее читают от 7 до 12. Читают, что для нас было отрадно, не только в России, но и в Китае, на Филиппинах. Он переведена, пользуется спросом среди родителей, которые занимаются с ребятами такой непростой темой, повышением финансовой грамотности.

Мы ради пригласить вас на Неделю финансовой грамотности для детей и молодежи, пожалуйста, приходите, дорогие мамы, папы, дети, бабушек и дедушек с собой берите. Найдите для себя что-то интересное, что может познакомить вас и вашу семью с финансовой грамотностью.

О здоровых финансовых привычках, об их формировании говорили мы сегодня в программе «Только для взрослых» с координатором Недели финансовой грамотности для детей и молодежи Евгенией Блискавкой. 

Источник: Детское радио



Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ