Москва
Ваш город:
Москва
Нет
Да
Партнерам Для СМИ
С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
МОИФИНАНСЫ.РФ
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

Когда цены растут, а когда падают

Когда цены растут, а когда падают

За последние четверть века граждане России привыкли к тому, что цены всегда растут. Иногда совсем быстро, а иногда – не очень. Поэтому, когда рост цен замедляется – даже так быстро, как это происходило в 2016 году, они замечают это не сразу. И часто не понимают, что происходит, а значит, принимают немало ошибочных решений.

632d61_c8a1b016c5c343fdb44b8050c3b5cd79_mv2_d_3919_2613_s_4_2.jpgПростейший способ описать то, что происходит с ценами (и даже объяснить школьнику, начиная класса с третьего-четвертого) – формула Фишера:

MV = PQ

здесь М – денежная масса

V – скорость обращения денег

Р – уровень цен

Q – количество товаров.

Легко понять, что если денег в экономике стало больше, товаров не прибавилось, скорость обращения тоже не изменилась, то цены выросли. Если денег осталось столько же, а товаров стало больше, то цены упали. Или чуть более сложная ситуация: когда денег и товаров столько же, но скорость обращения почему-то выросла (например, потребители испугались каких-то подступающих проблем и решили быстро потратить все свои деньги), цены тоже вырастут.

Жизнь и модели современной денежно-кредитной политики (ДКП), разумеется, сложнее простейшей схемы. Но каждый центральный банк в мире, манипулируя доступными ему инструментами, то смягчая ДКП, то ужесточая ее, пытается воздействовать на соотношение из формулы Фишера – то ускорить рост цен, то замедлить его.

В развитых странах чаще всего принято считать приемлемой инфляцию около 2% в год. В развивающихся ориентиры обычно несколько выше – 4–6%. Сравнительно мягкую денежную политику часто лоббируют местная крупная буржуазия и коррумпированные чиновники, бизнес которых иначе перестал бы существовать.

А вот дефляции – снижения цен – в последние десятилетия было принято бояться. Считалось, что раз потребителям выгоднее не расставаться с наличными (через год на них можно будет купить больше товаров), спрос в экономике упадет, снизятся инвестиции, а экономика угодит в воронку кризиса, из которого очень трудно выбраться. Самый показательный пример – Япония, которая не может выйти из дефляционной спирали больше 35 лет.

Впрочем, все это касается лишь общего уровня инфляции.

Цены отдельных товаров совершенно не обязаны следовать общему тренду. Для них другой закон – спроса и предложения. Если какого-то товара много, а спрос – вялый, цены падают (например, на картошку ближе к осени). Если наоборот, цены растут (например, на фрукты зимой или куриные яйца перед Пасхой).

Этот же принцип отчасти (помимо очевидного научно-технического прогресса) объясняет и знакомое многим удешевление электронных товаров. Падают цены на то, что уже научились производить массово, а новинки (спрос на которые высок, а предложение еще мало) могут быть сколь угодно дороги.

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ